Гостям Чеченской Республики. Как себя вести? Отношения с чеченцем Как чеченцы относятся русским женщинам

Могу Вам мою историю в копилку. У меня-то вариант "лайт" потому что дело было чертову прорву лет назад (еще до чеченской войны) и парень был по маме белорус, по папе - получеченец-полутатарин, жил в Душанбе, который в те времена был достаточно "белым" городом, да и лет нам было немного. Потому и подзабыла уже.
Но тем не менее, схема те же. Парень - красавец, ухаживал на диво красиво, тут же познакомил с родителями и вообще привез к себе жить и представлял чуть ли не невестой (познакомились в экспедиции). Я слегка офигела - шозафигня, я же как бы просто так, в рамках курортного романа, да и повода особого не давала. Но...чел благополучно укатил на дежурство (на метеостанции, на пару недель), оставил меня жить у себя дома (???) и предварительно сдал мой билет на сомолет домой - мол, никуда ты не уедешь. Может, помните, как тогда "легко" было купить билет на самолет. Я сидела в непонятках, когда ко мне подошла его мама (помните, да, что жил он с родителями?). Грит, а какие у тебя планы и вообще что происходит. Я - ??? Она - собираетесь ли вы пожениться?
Я - ??? А то мол, отец строгий, спрашивает, шо за девушка и что она тут делает. Я - да мы вообще в спортивной экспедиции познакомились, ну как бы роман закрутили, но ничего серьезного, и приехала я вообще город повидать, а он предложил у него остановиться. какая невеста, вы че? Она: потому что у него есть девушка (допустим, Света), в пригороде живет, они встречаются уже пару лет и если ты не в курсе - у нас Азия и с этим очень строго: если парень с девушкой встречаются, но он на ней не женится - то она считается опозоренной и ее будут воспринимать как...гулящую.
Я вооьще охренела - грю: да я вообще ни при чем, я не я и хата не моя, я домой хочу, а он мои билеты сдал и уехал. Она вздрохнула - мол, ну к нему не дозвонишься, а вы решайте. Я клятвенно пообещала свалить тотчас же, попросила ни в коем случае никому не говорить там из соседей и прочее - хотя со всеми соседями меня тож познакомили... Срочно позвонила друзьям его. Друзья у него были отличные: бывшие одноклассники, настоящий "интернационал молодежи": один русский, один таджик (очень интеллигентный), еврей, татарин...в общем пестрая орда, но ребята отличные. Собрали они совет, решили, что имярек - расп.здяй и п.здобол, подруга у него вроде и правда есть, но ОНИ о ней мало знают (нифига так для девушки с которой встречается пару лет?), а до дому добраться мне помогут. Один как раз перегонял грузовики в Тюмень, с ними и добралась до Челябинска (тоже то еще приключение!), а оттуда уже легче было добраться домой. Хорошо хоть друзья попались такие...настоящие друзья.
Но вот как оказалось - национальные признаки налицо.

Некоторое время назад в одной из социальных сетей я оставил сообщение следующего содержания: «Говорят, что в Чечне нынче тишь, да гладь, да божья благодать. Кадыров чуть ли не ежедневно клянется в верности Путину (обещая, при случае, умереть за него), а чеченцы не мыслят себя без России, с которой еще совсем недавно воевали…

Что ж, пора, наверное, и мне отправиться туда, посмотреть, так ли это на самом деле. Последний раз мирных русских жителей в Ичкерии убивали ровно шесть лет назад. В августе 2009 года неизвестные преступники расстреляли семью из пяти человек. Потом, правда, были еще теракты, нападение боевиков на Грозный, сожжение Дома Печати. Сейчас, вроде, Рамзан Ахматович держит ситуацию под контролем…

Я еду туда один, без всяких приглашений, рекомендаций и охранных грамот (волков бояться – в лес не ходить). Собираюсь проехать по Чечне, пообщаться с самыми обычными, простыми людьми. Узнать, как живут, чем дышат… Вы меня знаете, друзья — я не буду ни перед кем лебезить и угодничать. Напишу честно обо всем, чему стану свидетелем. Увидимся, когда увидимся»…

Сказано – сделано. Вскорости ваш покорный слуга уже садился в самолет, вылетающий в сторону Грозного. В его салоне я собирался было, по обыкновению своему, хорошенько расспросить какого-нибудь соседа о достопримечательностях Чечни, но рядом со мной разместились мрачного вида дядьки совершенно чудовищных размеров. Скорее всего, это были какие-то «бойцы без правил». Огромные кулаки, сломанные носы и уши,– с ними не то что разговаривать, на них смотреть было страшно…))

Они горделиво, если не сказать надменно, поглядывали вокруг, калякая друг с другом на какой-то странной смеси русских и чеченских слов. Своей лексики им не хватает, что ли, раз они вынуждены задействовать чужую?.. Чеченский язык показался мне резким, гортанным, мало чем в грубости уступающим немецкому. «На таком языке хорошо отдавать приказы о расстреле», — поежившись, подумал я…))

Наконец самолет взревел двигателями, спортсмены откинулись в своих креслах (чуть не сломав их) и стали что-то бормотать себе под нос, перебирая четки. Должно быть, таким незатейливым образом они молились о благополучном перелете… Спустя еще два часа все женщины на борту, как по команде, надели платки. Мы подлетали к Грозному…

Вообще в Чечне, как я успел потом заметить, очень много людей, ведущих здоровый образ жизни. На улицах полно крепких парней, из которых мало тех, кто курит, еще меньше тех, кто пьет. Кадыров изо всех сил старается поощрять подобные настроения – устраивает бесчисленные соревнования по различным видам единоборств, приглашает спортивных знаменитостей… В его выступлениях постоянно звучат слова – «дух нации», «здоровье нации»… Нам, русским, было бы совсем нелишне перенять этот опыт…

В аэропорту чеченской столицы меня попытались обратить в ислам. Не лично, конечно, а посредством наглядной агитации. Она была размещена прямо на стене терминала и гласила следующее: «Куда ведет твой путь? К греху, судному дню, допросу в могиле, смерти…». Все это великолепие адресовалось безбожникам, неверующим и заблудшим… Указывалось только одно спасение от неминуемых неприятностей – принятие ислама. Нужно было лишь засвидетельствовать, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его… Хорошенькое начало, однако…))

Катаясь по вечернему Грозному в поисках подходящей гостиницы, среди прочего, спросил у таксиста: «Как здесь относятся к русским?». «Пока нормально», — говорит. Я чуть не поперхнулся от неожиданности: «Что значит пока?»… «Есть, конечно, за русскими должок, но вы же платите», — и посмотрел на меня так по-доброму, словно ножом полоснул… Ей богу, я в Донбассе под пулями себя спокойнее чувствовал…)) «Ну, — думаю про себя, — ребята, мы так с вами ни о чем не договоримся»…

Чеченцы — народ простой. Могут спокойно подойти на улице, без обиняков спросить что-то… Поначалу меня это коробило — ты с человеком не знаком, а он тебе тыкает… Потом кто-то сказал мне, что в чеченском языке нет местоимения «вы», оттого и в русском они про него забывают.)) Кстати, говорят чеченцы по-русски (в отличии от других кавказцев) почти без акцента. Да и выглядят, в немалом своем числе, как европейцы…

Природа Чечни удивительно красива и своеобразна, недаром все наши знаменитые писатели и поэты так увлеченно воспевали Кавказ. Величественные, много чего повидавшие на своем веку горы; бурлящие исполинской энергией реки; изумительной чистоты озера (одно только Кезеной-Ам чего стоит) – казалось бы, в таком заповедном месте должны рождаться очень поэтические натуры… Однако самые лучшие строки о Кавказе написали почему-то русские, пришедшие сюда с равнины. Воистину, «лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии»…

Для народа, еще не так давно воюющего с российской армией на своей территории, чеченцы живут очень и очень неплохо… Дома у них, по большей части, основательные, добротные, из красного и серого кирпича. Газ проведен даже в самые высокогорные районы (в отличии от России, где его не всегда можно найти и в полусотне километров от Москвы). Я даже грешным делом подумал, что если бы какая-нибудь депрессивная русская область объявила в свое время войну центру, то сегодня бы она жила не хуже Чечни. Потому что права дают лишь тем, кто за них борется. А у тех, кто безмолвствует, их только отбирают…

Если говорить о «национальной кухне чеченцев», то она крайне бедна и невзыскательна. Собственно, чеченских блюд в ней мало, и они либо очень жирные, либо почти безвкусные. Вайнахи сами признают, что их еда мало полезна для здоровья. Главное отличие чеченской кухни заключается в ее аскетизме, ведь нохчам совершенно некогда было готовить — состязаниям в кулинарном искусстве они предпочитали соперничество в набегах…

Что касается чеченских женщин, то они, не являясь, конечно, писаными красавицами, могли бы все же послужить хорошим примером для наших прелестниц. Чеченки свято чтут традиции своего народа, в меру набожны и скромны, в них много достоинства. Кроме того, чеченские женщины очень работящи и, что очень важно, никогда не ропщут на судьбу.)) На рынках, в магазинах, гостиницах и кафе трудятся, в основном, они. Тогда как мужчины предпочитают службу в охранных структурах, коим в Ичкерии несть числа…

Кстати, в Чечне людей, выступающих за межнациональные браки, считают чуть ли не террористами, поскольку они подрывают монолит нации. Об этом, не стесняясь, заявляют местные чиновники, об этом говорит Кадыров… Попробуй кто-нибудь в Москве заявить, что русская девушка не должна выходить замуж, предположим, за африканца – его сразу обвинят во всех смертных грехах. Такое уж у нас странное государство…

Культу личности известного клана в Чечне мог бы позавидовать и сам Сталин. Портретами Кадырова-старшего, младшего и Путина завешана вся республика. Как говорится, отец, сын и святой дух… Местное телевидение без изжоги смотреть невозможно. О чем бы на экране ни шла речь – будь то праздничный концерт, спортивное соревнование или просто новости, каждый артист, чиновник и журналист считает своим долгом и священной обязанностью пропеть какой-нибудь дифирамб «уважаемому Рамзану Ахматовичу». Я, конечно, понимаю, что гордые и независимые вайнахи абсолютно искренни в проявлении своих верноподданических чувств, но даже им не мешало бы иногда вспоминать, что лишь чувство меры благо есть…

Грозный, понятное дело, никакой особой исторической ценности из себя не представляет (поскольку почти весь является новоделом), но удивительно, как быстро Рамзан (на федеральные деньги, разумеется) сумел восстановить его из руин. Так что заявления о том, будто чеченцы не хотят, не умеют и не любят работать, в данном случае не отвечают действительности – кто-то же все эти дома и мосты построил…

Некоторые злые языки утверждают, правда, что это были турецкие и таджикские строители, но я в подобные злостные инсинуации не верю… Вайнахи — они ведь и сами с усами… По крайней мере, вы можете зримо представить, куда были потрачены бесчисленные наши рубли и копейки…

Вот площадь «Минутка», где в первую чеченскую шли жесточайшие бои местных сепаратистов с российской армией. Теперь здесь красуются жилые дома из стекла и бетона, в которых живут вайнахи… А вот пригород чеченской столицы — там нынче плещется рукотворное грозненское море…

Самый импозантный и красивый проспект Грозного носит имя Путина. Его переименовали из улицы Победы по личному распоряжению Кадырова — в знак благодарности чеченского народа к удивительно щедрому на дотации президенту…

Чеченцам очень импонирует боевое название своей столицы, но нигде здесь вы не обнаружите упоминания, что город Грозный в 1818 году основал русский генерал Ермолов, и грозным он был, в первую очередь, для абреков. Кстати абрек – вовсе не обидное слово – так сами кавказцы называли горцев, ведущих разбойничий и лихой образ жизни…

Вот предложи чеченцам сейчас переименовать «Грозный» в «Мирный» — ни за что не согласятся. А все потому, что понты дороже денег.)) Всеми силами, всегда и во всем, они пытаются поддерживать реноме вайнахов, как отважных и бесстрашных воинов. Доходит до смешного – не раз и не два я слышал по местному ТВ, что знамя Победы над Рейхстагом, оказывается, водрузил чеченец Исмаилов, и только уничижительное отношение к горцам официальной Москвы не позволило им как следует засвидетельствовать этот подвиг…

Про Брестскую крепость и говорить даже как-то неловко… Всем уже давно известно в Чечне, что она продержалась месяц лишь потому, что ее защищали доблестные вайнахи. Осталось только убедить в этом русских ветеранов войны… Чем сейчас Путин, кстати, самым активным образом и занимается…

Как часто это бывает у кавказцев, в Чечне очень много показухи. Понятное дело, ведь у Кадырова все должно быть самым лучшим… Недавно чеченское телевидение с гордостью сообщило об очередной «стройке века», старт которой дал лично глава республики. Башня «Ахмат» (в честь его папы, разумеется) должна будет взметнуться к облакам на высоту свыше 400 метров и стать одной из самых высоких в мире…

Предположительная цена амбициозного проекта – более миллиарда рублей. На его торжественной закладке приглашенный из Москвы чиновник растерянно смотрел, как отважно чеченцы демонстрируют свое пренебрежение к экономическому кризису… И это при том, что большинство построенных высоток в столице Чечни до сих пор стоят пустые…

Вайнахам вообще понравилось реализовывать свои мегафантазии за федеральный счет. Все правильно, в общем-то. Отчего не креативить, если дают?.. Так, например, мечеть Ахмата Кадырова в Грозном – самая большая в Европе, стадион имени (угадайте кого?) – крупнейший на Северном Кавказе, горнолыжный курорт «Ведучи» – один из самых внушительных в России…

Ну а в целом работы здесь у людей почти нет — очень много безработной молодежи, которая вынуждена в поисках заработка уезжать в другие регионы. В этом и заключается самый большой парадокс чеченской экономики. Мечети и башни, это хорошо, конечно, но где ваши фабрики и заводы?..

Теперь что касается безопасности… По Грозному можно ходить более менее спокойно, без риска стать однажды кавказским пленником.)) Маловероятно, что при том количестве полицейских, которые имеются в этом городе, вас кто-то похитит или прибьет. Но ездить одному по Чечне без сопровождения местного, особенно в глухие, высокогорные села, я не рекомендовал бы никому. Русский человек там выглядит, мягко говоря, экзотично, а это в «маленькой, но гордой республике», недавно пережившей войну, чревато самыми серьезными последствиями…

Хватает здесь и лицемерия. Так Кадыров постоянно утверждает, что в его республике самый низкий уровень преступности. Возможно, это и правда, у Рамзана не забалуешь… Вместе с тем, мы наблюдаем огромный вал этнической преступности, захлестнувшей другие регионы страны. Получается, что местные криминальные элементы просто переместились туда, где, по их понятиям, совершать преступления можно…

Впрочем, о чем это я… Надеюсь, что никто не будет спорить с тем, что чеченцы, в подавляющей массе своей, – это очень культурные, законопослушные и воспитанные ребята. Они приезжают в Москву учиться и работать, им некогда заниматься всякой криминальной ерундой… Просто у некоторых из них обычаи такие – время от времени в кого-нибудь пострелять и что-нибудь поотнимать… Это старые горские традиции, которые всем нам следует, конечно, уважать…

Или взять, к примеру, ту же лезгинку… За 10 дней, проведенных в Чечне, я ни разу не видел, чтобы чеченцы танцевали ее где-то на улице. В Москве же они норовят исполнить этот зажигательный танец при каждом удобном случае. Причем, выбирают самые знаковые места – у памятника Пушкину, на Красной площади… Дескать, смотрите, какие мы крутые горцы…

Некоторые специалисты предполагают, что подобным образом они, вроде как, метят территорию. Но я надеюсь, что это не так. Все-таки мы пишем о людях, а не о животных… Скорее всего, речь идет лишь о попытке горячих кавказских парней приобщить праздношатающихся москвичей к своей выдающейся хореографической культуре…))

Чеченцы очень обижаются, когда слышат, что кто-то хочет отсоединить Кавказ от России. Они даже настояли на том, чтобы у нас в стране ввели уголовную ответственность за подобные призывы… Утверждают, что не по своей воле вошли в состав России, и добровольно из нее не выйдут.)) Как говорится, «вы полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит»…

Но насильно ведь мил не будешь… Зашел как-то в православный храм (Кадыров рядом с самой большой в Европе мечетью повелел восстановить разрушенную в годы войны церквушку). На лавке у входа – три убеленные сединами старушки.

— Как поживаете, бабули? — с улыбкой обратился я к ним.

— Живем, хлеб жуем, хоть зубов нема, — отвечают они.

— А давно вы здесь?

— Да почитай всю жизнь, соколик.

— Много ли русских сейчас в Грозном?

— Кто его знает? Может несколько сотен и наберется.

— Куда же подевались остальные? Здесь вроде тысяч триста проживало…

Бабки кинули на меня испуганный взгляд: — Так ведь уехали все…

Помолчали… Куда могли «уехать» беззащитные старики, женщины и дети в годы дудаевского беспредела, мне и так было понятно…

Некоторые чеченские руководители утверждают теперь, что русских из Чечни никто не гнал. Они, дескать, сами, побросав все свое имущество, почему-то убежали из гостеприимной республики… Но здесь с ними не согласен даже главный чеченский авторитет В. В. Путин. В интервью французскому еженедельнику «Пари-матч» он заявил: «По сути, в последние годы на территории Чечни мы наблюдали широкомасштабный геноцид в отношении русского народа, в отношении русскоязычного населения…»

Для чего мы все это вспоминаем? Уж не для того, конечно, чтобы разжигать пресловутую «межнациональную рознь». В конце концов, те, кто убивал русских в Чечне, делали это куда успешнее… Просто всем нам не мешало бы хотя бы иногда думать своей головой, чтобы однажды ее не лишиться…

Кстати, так называемые русские националисты (те, кто не из самых умных) только собираются сделать Россию для русских, тогда как чеченцы, по факту, уже устроили Чечню для чеченцев… Что, практически, сошло им с рук. Но это так, к слову…

В принципе, чеченцы Москвой довольны: деньги (или как утверждают некоторые патриоты – дань) она исправно платит, с глупыми нравоучениями не лезет, да еще позволяет Кадырову демонстрировать свои мускулы (попробовал бы кто-нибудь из других губернаторов подмять под себя силовые структуры – сколько бы он просидел во властном кресле?). Впрочем, в таком взрывоопасном регионе, как Чечня, без личной армии никуда…

Так получилось, что сам я когда-то воспитывался в школе для трудных подростков, и потому, как мне кажется, немного понимаю психологию чеченцев. Ведь они, как народ, тоже росли в неблагополучных условиях: суровая окружающая среда (горы – не самое комфортное место для проживания) и постоянная борьба за существование с не менее дикими соседями закалили национальный характер чеченцев, сделали его жестким, обидчивым, неуступчивым…

Отсюда склонность к разного рода авантюрам (зачастую – весьма рискованным и опасным), стремление все свои проблемы решать с помощью грубой силы, желание всегда и во всем быть первыми, в том числе, и среди других, более развитых сверстников (народов)… Возможно, со временем нравы чеченцев смягчатся, и они поймут, что в современном мире можно преуспеть не только за счет лихачества и бесшабашности, но и с помощью других добродетелей…

Многие у нас задаются вопросами: в конце 90-х чеченцы активно воевали за свою независимость, а после того как Путин (или Аллах, в интерпретации Кадырова) начал мочить их денежными траншами из Москвы, вдруг резко передумали отсоединяться. Получается, отважных вайнахов просто купили? Надолго ли? И не получим ли мы уже третьей чеченской войны в случае обмеления финансовых потоков, текущих в эту республику?..

Некоторые в своих рассуждениях идут еще дальше — дескать, чеченцы и русские обладают совершенно разной ментальностью, и единственное, что объединяет их в одном государстве — это обильное финансирование мятежной республики и личная лояльность Рамзана Ахматовича Владимиру Владимировичу… Что будет с Чечней, когда ее благодетель, по тем или иным причинам, покинет свой пост?..

«Кадыров только языком чешет, ему же нужно хоть как-то демонстрировать свою верность хозяину, у которого он столуется», — делятся своими переживаниями скептики. — Чеченцы нигде и никогда не помогали русским (только вредили), и мы не видим причин, по которым они могли бы забыть свою многовековую к нам ненависть. Заметьте, Кадыров все время говорит о своей преданности Путину, но никогда об уважении и любви к русским — соплеменники его просто не поймут»…

Ну что сказать, в принципе, у нас есть лишь два выхода: либо мы оставляем этот неспокойный регион, и его тут же подогревают против России наши заклятые «друзья», превращая Кавказ в постоянно гниющий рассадник терроризма и наркотиков, либо мы продолжаем (как и все последние три века) контролировать это пространство, выжигая каленым железом дурь из голов местных ваххабитов и давая возможность всем разумным и добропорядочным кавказцам служить великой Российской Империи…

Одним словом, России необходимо вернуться на Кавказ (с которого мы, де факто, ушли, и который тут же погрузился в средневековый хаос межплеменных разборок и кровной мести). Россия всегда силой своего оружия и интеллекта замиряла (не порабощала, а именно замиряла) воинственных горцев. Без ее культурного, гуманитарного, цивилизационного влияния Кавказ сегодня бы не досчитался десятков народов — их бы просто вырезали кровожадные соседи…

Я побывал во многих городах и селах Чечни – Аргун, Ведено, Гудермес, Итум-Кале, Шали, Урус Мартан, Грозный … По одним только этим названиям можно изучать географию боевых действий, некогда здесь гремевших… И всякий раз на вопрос: «Откуда ты?» отвечал – «Я – русский». Честно сказать, не заметил особого радушия, но и явной вражды никто не выказывал. Может быть, только некоторое удивление, типа: и как тебя, парень, сюда занесло?)) Иногда, правда, что-то говорили по-чеченски, но тут уж я не знаю: то ли приветствовали, дескать, «Добро пожаловать», то ли осыпали проклятиями…))

Однажды какой-то чеченец, у которого я имел неосторожность спросить дорогу, недобро сверкнув глазами, бросил мне: «Ты зачем сюда приехал? Здесь тебе не Россия!». Я изобразил на своем лице некое подобие улыбки: «Как зачем? Кадыров позвал. Говорит, надо развивать туризм в Чеченской республике… «А, ну если только Кадыров», — абориген свирепо оскалился…

Очевидно, это имя повлияло на него отрезвляюще. Рамзана здесь боятся и уважают. Поговаривают, что, наводя порядок в Чечне и подминая под себя недовольных, его люди не гнушались ничем… Но, по всей видимости, по-другому в этом разрушенном вседозволенностью анклаве действовать было нельзя…

Разговорился как-то с чеченцем в магазине, поинтересовался, какие еще местные достопримечательности заслуживают моего внимания. А он и говорит: «Езжай к мемориалу у селения Хангиш Юрт, тебе там понравится»… Я неплохо знаю историю русско-чеченских отношений, а потому, холодно глядя ему в глаза, спрашиваю: «То есть, вы предлагаете мне, русскому, ехать смотреть на памятник убийцам русских солдат?»…

Чеченец на несколько секунд оторопел от такой наглости, а потом как завопит: «Что за шовинистские замашки ты себе позволяешь?! Вайнахи – настоящие воины! У нас даже девушки готовы были голыми руками душить русских захватчиков!»… Я как можно спокойнее ему отвечаю: «А давайте-ка мы вас тоже, в свою очередь, отвезем к памятнику русским солдатам, уничтожавшим разбойничьи гнезда в Чечне»… Дальнейших его воплей я уже не слышал, поскольку, смерив провокатора презрительным взглядом, вышел из магазина…

И все-таки встретился мне в дороге один кавказец, который отчасти реабилитировал в моих глазах Чечню. Звали его Хасан. Мы объехали с ним почти всю республику, и он очень многое поведал мне о чеченцах. Я не буду пересказывать здесь все, о чем мы говорили с этим, в высшей степени достойным, человеком (тем более, что многое уже выветрилось у меня из головы) — остановлюсь лишь на основных моментах, представляющих интерес для русского читателя…

«Хасан, — обращался я к своему нечаянному попутчику, — некоторые кавказцы, в том числе и чеченцы, показушно бия себя пяткой в грудь и вопия на каждом шагу, что они «благородные горцы», беспределят в русских городах, совершая тяжкие преступления – убийства, грабежи, изнасилования… Что ты думаешь по этому поводу?»…

«Олег, я тебе так скажу, — отвечал мне Хасан, — люди, о которых ты говоришь, это не кавказцы, а трусливые шакалы, достойные лишь презрения! Я тоже иногда смотрю новости: показывают какого-нибудь отморозка, который плачется в камеру, мол арестовали его только за то, что он чеченец. Лжет, собака!..»

«Несколько лет назад мне довелось жить в Саратове, я учился там в школе МВД – так вот у меня ни разу на улице не спрашивали документов. Хоть я и не очень похож на русского, верно? (Хасан заговорщески подмигнул мне). — Так что ваши менты все правильно делают, просто так спецназ никого мордой в асфальт не укладывает. Надо разбираться с этими бандитами самым беспощадным образом, потому что они позорят Кавказ! И многие люди в России начинают думать, что все чеченцы – насильники и грабители. А это не так!»…

«Хасан, ты говорил, что некоторое время назад жил в Саратове. Как к тебе относились русские?»… «В общем и целом нормально, хотя бывало всякое. Помню, как-то сидел, разгадывал кроссворд. И так у меня это ловко получалось, что одна моя знакомая воскликнула: «Никогда бы не подумала, что чеченец может угадать хотя бы одно слово…». Но я на нее не в обиде, ей просто кто-то уже напел, что все кавказцы – тупые»…

«Хасан, если ты меня прямо здесь не пристрелишь, то сознаюсь, что до встречи с тобой я тоже так думал», — улыбнулся я.«Не бойся, Олег, у меня и пистолета-то с собой нет», — отвечал веселый чеченец. Мы оба рассмеялись…

«Хасан, — продолжал я мучить его вопросами, — а нету ли у чеченцев обиды на русских? Все-таки мы долго воевали друг с другом»… «А чего обижаться-то? Русские убивали чеченцев? Так ведь и чеченцы убивали русских. Так что мы, можно сказать, в расчете, — Хасан внимательно посмотрел на меня, — война, она же всех касается, и горе матерей везде одинаково…»

«Хасан, иногда приходится читать в интернете посты от кавказцев, в которых они утверждают, будто все русские – пьяницы и наркоманы»… «Олег, — перебил он меня, — ну ведь ты же не бухаешь и не употребляешь наркотики. Значит уже не все… А знаешь, сколько у нас здесь, в Чечне, нариков и торчков?.. Так что, не обращай внимания на всяких идиотов, они сами не понимают, о чем пишут…».

«Хасан, у каждого народа есть свои хорошие и плохие стороны, даже у русского (хоть я в силу своей близорукости так и не смог обнаружить у него ни одного минуса.)) А какие, на твой взгляд, чеченцы? Чем они отличаются от всех остальных?»…

«Чеченцы бывают либо очень хорошие, либо очень плохие — среднего не дано, — задумчиво ответил мне Хасан, и после недолгой паузы продолжил. — Мы можем как отдать последнее, так и забрать последнее… Бывает, какой-нибудь богатый нохчи руку бедняку не подаст, потому что она у него всегда грязная… А иной чеченец жизнью готов заплатить за торжество справедливости…».

«Хасан, как ты считаешь, возможно ли в Чечне повторение кровавых событий 90-х годов?»… «Да, к сожалению, возможно, если власть потеряет доверие народа или ослабнет. В этом случае люди, как мутный горный поток, просто выйдут из берегов… Я очень хочу, чтобы Чечня осталась в составе России, потому что без русских у нас никаких шансов на построение нормальной жизни нет»…

Задавал Хасан вопросы и мне, причем, достаточно оригинальные. Так, например, среди прочего интересовался: «Почему русские мужчины часто жалуются на то, что жены их не слушают?»… «Как это так, — возмущался чеченец, — слово мужчины должно быть законом для женщины!». Я ответствовал на это Хасану, что абсолютно и полностью с ним согласен. Но хитрющие бабы не слушают даже меня…))

Затем Хасан спросил: «Как такой великий народ, как русские, допустил в Кремль такое ничтожество, как Ельцин?». Я заметил на это, что ошибаться свойственно всем: и немцам с Гитлером, и чеченцам с Дудаевым…

В общем, расстались мы с ним, как мне кажется, чрезвычайно довольные друг другом. «Вот бы побольше таких парней, как Хасан, — размышлял я, — сразу бы наступила дружба между народами… А уж что там чеченец думал про меня, вы лучше спросите у него…))

Будем справедливы: Кадыров многое делает для того, чтобы мир и согласие надолго поселились в мятежной республике. Во многом благодаря его усилиям русских солдат перестали убивать на Сунже. Он также пытается выкорчевывать средневековые традиции кровной мести, активно препятствует оттоку молодых чеченцев в террористический ИГИЛ. Но еще больше ему предстоит сделать…

Почти две с половиной сотни лет чеченцы воевали с Россией, и бесследно это для их менталитета не прошло. Пока мы зачитывались сказками про Крошечку-Хаврошечку и Василису Премудрую, вайнахи рассказывали своим детям о «священной борьбе с неверными»… Помню, как потрясло меня видео с пятилетним чеченским мальчиком, который на вопрос: «Что ты будешь делать, когда вырастешь?» ответил: «Убивать русских!»…

Спасибо, что остаетесь с нами и доверяете! За последние четыре года мы получили массу благодарных отзывов от читателей, которым наши материалы помогли устроить жизнь после переезда в США, получить работу или образование, найти жилье или устроить ребенка в садик.

Безопасность взносов гарантируется использованием надежно защищенной системы Stripe.

Всегда ваш, ForumDaily!

Processing . . .

У чеченцев есть свой кодекс чести – «нохчалла». Это слово непереводимо, но каждый нохчо знает, что оно обозначает – свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми руководствуются представители данной национальности испокон веков.

Гостеприимство и доброжелательность

Характер нохчо, с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, джентльменом, дипломатом, мужественным заступником и надежным товарищем – это дань уважения историческому прошлому горного народа.

Условия жизни у чеченцев всегда были непростыми – горная местность, явно некурортный климат. Отсюда у нохчо особое отношение к гостю, который в стародавние времена, будучи не принятым на ночлег, мог погибнуть от холода или голода, от разбойничьего ножа или нападения диких зверей. По закону предков у чеченцев гость обязательно должен быть приглашен в дом, согрет, накормлен, нохчо непременно предложит человеку переночевать – все это соблюдается неукоснительно.

Вежливость и уступчивость (до известных пределов, разумеется) тоже у чеченцев в крови – чтобы разминуться на узких горных дорогах и тропинках Чечни, жизненно необходимы такт и сдержанность, в противном случае скандалисты просто рискуют улететь в пропасть. Тяжелыми условиями жизни в горах можно объяснить также такие традиционные черты характера нохчо, как взаимовыручка, взаимопомощь – чеченец поможет своему земляку в любом случае, даже с риском для собственной жизни.

Ни баринов, ни крепостных

«Нохчалла» не подразумевает наличие каких-либо сословных, классовых делений у нохчо – среди представителей этого народа за века его существования никогда не существовало ни помещиков, ни крепостных – у чеченцев своя иерархическая субординация. Даже если нохчо занимает привилегированно е положение, он не станет демонстрировать это остальным – показывать свое превосходство над другими считается недостойным настоящего чеченца. Наоборот, нохчо в данном случае должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. К примеру, верховой чеченец непременно первым здоровается с безлошадным. Более того, нохчо обязан спешиться с лошади, если встречный старше его.

Если дружба, то крепче стали

Друг для чеченца даже больше чем брат. «Нохчалла» определяет дружбу между нохчо как нечто непоколебимое – и горе, и радость друзья-чеченцы делят пополам. Проявления невнимания или неучтивости к брату нохчо еще может простить. Но если это относится к другу – прощения не будет.

Особое отношение к женщине

Кодекс чести чеченца подразумевает почтительное отношение как к самой женщине (матери, жене), так и к ее родственникам. «Нохчалла» заповедует нохчо в знак особого уважения к состоящим в родстве с матерью и женой спешиваться с коня еще перед селением, где те проживают.

У нохчо есть притча о путнике, попросившемся на ночлег. Чеченец не знал, что кроме хозяйки в доме никого не было. Женщина по правилам не могла оказаться гостю, а он сам, если бы знал, что остается с ней один на один, ни за что бы не стал ночевать – это по чеченским законам, мягко говоря, непорядочно.

Гость был накормлен и уложен спать. Только наутро чеченец догадался, что хозяйка в доме была одна и всю ночь не ложилась, сидела в передней. Когда гость умывался, он ненароком задел кисть женщины мизинцем. Покидая дом, чеченец отхватил этот палец ножом, таким образом продемонстрирова в особое отношение к чести приютившей его чеченки.

Не гордыня, но гордость

Общеизвестно, что чеченцы – очень гордый и независимый народ, принуждение они не приемлют. Это тоже «нохчалла». Нохчо – испокон веков защитники, воины. Ощущать себя свободным и постоянно отстаивать свободу – жизненная потребность чеченца. Вместе с тем, свободолюбие у нохчо соседствует с уважением к другим людям. «Нохчалла» учит чеченца уважать иноверца даже больше, чем мусульманина, поскольку считается, что нанесенную единоверцу обиду Всевышний может простить, потому что обидчик и обиженный имеют шанс встретиться на главном Судилище. А несправедливость, на которую нохчо обрек иноверца, непростительна – на том свете подобной встречи не случится, и, выходит, грех навечно останется несмываемым.

1. Девушка не должна встречаться с парнем наедине. Свидание парня с девушкой может происходить только в присутствии родственников.

2. Девушка у чеченцев неприкосновенна, что нашло отражение даже в национальном танце, в котором партнеры никогда не соприкасаются. То есть, нельзя дотрагиваться до девушки никому из посторонних.

3. Муж и жена не должны разговаривать при родственниках.

4. Нельзя сидеть в присутствии старших.

5. Всегда необходимо вставать, приветствуя друг друга, или если заходит старший.

6. Сноха раньше всех должна вставать в доме и позже всех ложиться.

7. Сын, приходящий с работы, в первую очередь идет к родителям и справляется об их делах, здоровье и тп.

8. Курить нельзя при старших.

10. Если идет беременная женщина, то ей тоже нельзя пересекать дорогу. Надо также остановиться, пока она не пройдет.

11. Женщины не должны кушать в присутствии мужчин.

12. Мужчина должен идти впереди женщины, как бы расчищая ей дорогу.

13. Жених никогда не присутствует на своей свадьбе.

14. Женившийся парень не должен несколько дней попадаться на глаза своим родителям.

15. Девушка, вышедшая замуж, не должна показываться мужской части своих близких родственников до тех пор, пока отец, брат и тп. сами ее не позовут или сами не зайдут в то помещение, в котором она находится.

16. Беременная женщина не должна попадаться на глаза своим родственникам-мужчинам.

17. Нельзя слишком бурно выражать эмоции, то есть громко смеяться, визжать, восхищаться красотой противоположного пола в присутствии друг друга.

18. В общественном транспорте мужчина должен уступать сидячее место любому лицу женского пола ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от возраста. Даже старики уступают свое место юным девушкам, чтоб никто каким-то образом ее не коснулся.

19. Отец не должен при дочери ходить в майке без рукавов, брат не должен — при сестре, матери, отце.

20. Нельзя посещать туалет так, чтоб видели лица противоположного пола, вне зависимости от возраста, а также при старших.

21. Девушкам нельзя громко разговаривать.

22. Девушкам, придя в гости, ни в коем случае нельзя сидеть. Необходимо оказать первую помощь на кухне, т.е.помыть посуду, накрыть на стол.

23. При свидании с парнем ни в коем случае, нельзя смотреть ему в глаза. Необходимо смотреть в сторону (не по сторонам), либо опустить взгляд. Нельзя много разговаривать.

24. Нельзя в присутствии своих родственников и вообще взрослых мужчин со стороны мужа брать детей на руки, ласкать их, и даже ругать.

Ваха Усманов, инженер (имя и фамилия вымышленные)

— Ты живешь в Москве больше двадцати лет. Кем ты себя ощущаешь: москвичом, московским чеченцем, просто чеченцем?

Конечно, я — чеченец. И, конечно, я — москвич. Но я понимаю, что ты хочешь спросить: есть ли разница между московскими чеченцами и теми, кто живет в Республике?

Здесь нужно оговорить: мы рассуждаем о нынешних временах, а не об СССР. Потому что, когда я приехал учиться в Москву, а это было в середине 80-х, все было по-другому. Я после армии поступил в университет, мною вся родня гордилась. Я поступал как армеец, а не по национальной квоте. Моим сокурсникам было глубоко все равно, откуда я. С Кавказа, и ладно. Никто дагестанцев от нас не отличал. Были сложности как у всех провинциалов: огромный город, новые люди, было трудно учиться жить в другой бытовой культуре. Я подчеркну: бытовой. Потому что тогда была и общая культура. И речь не только о литературе и кино, а о том, как себя вести.

— Что ты подразумеваешь под «бытовой»?

Элементарные вещи: у нас совершенно другие традиции общения, например, со старшими. Меня первое время просто убивало, когда я видел, что мои однокурсницы курят при своих родителях, спорят с ними.

Да и общение со слабым полом у нас иное. Точнее, тогда было так. Как сейчас в Чечне у молодежи это происходит, я не знаю.

— Ну, давай вернемся к ощущениям твоим…

Так вот, несмотря на, как тогда говорили, «единый советский народ», я всегда знал, кто я. Не хочу говорить про войну и все, что с ней связано, извини. Но я живу в Москве 28 лет. Это мой город. Я знаю тут все пробки и весь центр. Меня, как любого москвича, дико раздражают плитка собянинская и мигранты.

— Подожди, мигранты откуда? Из Средней Азии или твои соотечественники?

Да все те, кто ведет себя здесь не так, как обычный житель мегаполиса. Ты думаешь, если меня подрезает кавказец на тонированной девятке, я думаю что-то отличное от тебя в этой ситуации? Да, я не буду орать: «В своем ауле так води», но, поверь, так же бесит.

И когда возмущаются тем, что баранов в праздники на улице режут, я на стороне тех, кто возмущается. Отмечай, режь — но только там, где можно, чтобы не мешать другим.

— Ты часто ездишь в Чечню? Как ты себя там чувствуешь?

Давно не был. Так обстоятельства складываются.

— Ощущаешь ли ты негативное к себе отношение, когда люди узнают твою национальность? Тебе приходилось сталкиваться с открытой неприязнью из-за того, что ты чеченец?

Опять-таки, дели вопрос на СССР, на 90-е и на нынешнее время. Про Союз я сказал. В 90-е было странно. Мои друзья-нечеченцы, а таких большинство, старательно делали вид, что ничего не происходит, — никогда со мной о войне не говорили. Доходило до смешного. На какой-то вечеринке выхожу покурить — там все бурно обсуждают захват в Буденновске. Мой приятель, видя меня, тут же прерывается и изрекает: «У бандитов нет национальности».

Еще была ситуация в бане. А я париться хожу раз в неделю в одно и то же время. Ко мне все привыкли, откуда я — не спрашивали. Сидят мужики в парилке, об армии спорят. Я тоже ввязался и в разговоре сказал, откуда меня призвали. Молчание было минут пять. Они все переваривали, что за эти годы наговорили про Чечню и Кавказ вообще. Я говорю: «Расслабьтесь, мужики, ничего нового вы мне не сказали». Посмеялись, конечно. Но теперь стараются на скользкие, как им кажется, темы при мне не болтать.

На работе все знают, откуда я. Там никогда, даже во время «Норд-Оста», никакого лично к себе негатива я не чувствовал.

Честно говоря, и с незнакомыми тоже. Может, потому что у меня акцента нет. Хотя явно имя и фамилия кавказские. Но нет, врать не буду, я правда не сталкивался с откровенным страхом или неприязнью из-за своей национальности.

— Мы все читаем про «стреляющие свадьбы» и поведение гостей с Кавказа. Почему твои соотечественники так демонстративно дико себя ведут в столице?

Послушай, это малолетки. Если я тебе сейчас начну приводить примеры русских подростков с банками коктейлей, орущих матом у моего подъезда, ты скажешь — это другое дело. И правда, другое. Прости, но к быдлячеству своему привыкаешь. То есть мне вот недавно в электричке пришлось за шкирку двух малолеток вытаскивать — пьяные были, ругались так, что уши вяли. Но этот тип поведения москвичам знаком.

Другое мнение: история отношений России и Чечни на протяжении последних лет ни имеет никаких, даже притянутых за уши аналогов. Любая попытка представить в истории что-то хоть отдаленно похожее лишь подчеркивает абсурдную уникальность российско-чеченской ситуации. ()

А «стреляющие свадьбы»… Я это дикостью не назову, просто это в городе неуместно. Опять-таки вопрос культуры. Аборигены ходят голые где-нибудь в Африке — ты же не назовешь их некультурными? Это другая культура. Беда в том, что приехавшим в Москву юнцам никто не объяснил, как надо себя вести.

У меня аж зубы скрипят, когда я вижу «своего» в спортивных штанах где-то на Манежке. Но это поколение, выросшее уже после Советского Союза. Они же толком и не учились там. Выросли же во время войны. Со всеми атавизмами этой войны и с изломанной психикой «детей войны».

Опять же, московские чеченцы так себя не ведут.

А стрельба… На Балканах на свадьбах и крестинах палят будь здоров. Традиции такие. Я, кстати, не помню, чтобы в моем детстве кто-то стрелял. Не уверен, что и на Кавказе много таких праздников — с залпами. Это для меня тоже непонятно, хотя их мотивация ясна — для куражу.

Ты учти еще одно — алкоголь. У нас раньше была малопьющая нация. Точнее, пьющая вино. Хотя и самогон, и коньяк — все было, но как-то в меру. Про наркотики во времена своей юности я вообще не ведал.

Не буду голословен, не знаю, как с этим дела в Чечне обстоят. Но сам был неоднократным свидетелем: приезжают учиться сюда молодые, и постепенно начинаются и алкоголь без меры, и трава. А пить не умеют совсем, ну и понеслось...

— При тебе коллеги это обсуждают?

Да. Я им говорю то же, что тебе сейчас.

— Есть ли в твоей жизни какие-то ценности, которых не понимают твои русские коллеги и друзья? Ты их объясняешь? Отстаиваешь?

Ну, ценности, наверное, у меня общечеловеческие. Разница в традициях и менталитете есть. Но давай так: я говорю про себя лично.

У нас жесткое табу на публичное обсуждение и ведение разговора на тему полов и половых отношений. Даже в сугубо мужской компании на это вето.

Ну и третье: отношение с родителями, со старшими и вообще семья. Вот моя жена, когда приезжают мои родственники, молча им подает на стол и уходит к себе в комнату. Но это не более чем традиционное поведение. Хотя когда мы дома одни или с друзьями, все иначе.

И вот по всем этим трем пунктам мне приходится страшно спорить со своими русскими друзьями. Они не понимают этого, а принять не хотят. Мои объяснения, что так принято, что это обычай как обычай, например, что невеста не присутствует на собственной свадьбе, не действуют.

Но я уже привык к таким вопросам и недоумению, типа: как же так, ты с нами выпиваешь, почему ты, взрослый, образованный человек, не можешь поступать в присутствии родственников как хочешь. Да дело в том, что я хочу, чтобы им было комфортно! Чтобы не было за меня стыдно.

В конце концов, это с детства — привычка безоговорочно слушаться старших. Да, наверное, многое в личной жизни у меня пошло бы по-другому, если бы я мог не то чтобы спорить — хотя бы не воспринимать совет родителей как прямое указание к действию, но это внутри сидит: сказали старшие — обязан сделать.

— А как бы ты решил проблему, которую деликатно называют «отношение к выходцам с Кавказа»? Ее можно решить в принципе?

В Москве легко бы решил. Пускать сюда только тех, кто приезжает действительно учиться или работать, а не лоботрясничать на родительские деньги. Жестко контролировать занятость приезжих с Кавказа.

А дальше скажу то, почему я и попросил об анонимности этого интервью, — меня на родине вряд ли в этом поймут. Я бы запретил землячество. То есть не землячество как таковое, а вот эту клановость. Ведь как сейчас в вузах — все кавказцы тусят вместе. Они общаются друг с другом, выпендриваются друг перед другом, и дальше то, что ты назвала «диким поведением». И так везде. Например, устроился кто-то в Воркуте в милицию. Тут же родственники шлют племянника: мол, пристрой. И ты, что делать, пристраиваешь — так положено.

Должно быть вот как. Допустим, вы владеете магазином. Отлично. Но продавцы у вас должны быть не ваши …юродные братья и племянники, а местные. Потому что, приезжая в Россию, молодые чеченцы ничего о ней, по сути, не знают. Варятся в котле родственников, а русские для них остаются чужими и совершенно незнакомыми. Вот они видят: идет девушка в мини и с сигаретой. И мысли у них простые: она доступна. Они ничего о вас не знают, видят лишь внешнее.

А окуни их, как меня в свое время, в среду другую — быстро бы поняли, что к чему.

Не будет землячеств — не будет и ситуации, когда задержанного за что-то кавказца приезжает выкупать толпа.

То же и в армии: я у себя в роте был один чеченец, и все нормально. Надо служить не вместе с земляками. Это невольно же — сбиваешься в одну кучу со своими. А дальше логично: остальные становятся по ту сторону. А в армии чувство землячества обострено.

Можно много говорить о воспитании в самой Чечне, правда, я в этом некомпетентен. Но как бы тебя ни воспитывали дома, в гостях ты должен приноравливаться. И будешь это делать, если будешь знать: никакой дядя тебя не выручит и за тебя не заплатит.

Уверяю тебя: если сюда будут приезжать только по делу и жить самостоятельно, без этого вечного кучкования, все быстро наладится.

Да, еще — никаких национальных квот на учебу. Пусть приезжают и поступают на общих основаниях и учатся так же, чтобы можно было их отчислять. По квоте-то стараются им трешечку натянуть… Увидишь: в разы меньше будет бесцельно слоняющейся около своих вузов молодежи.

— Как раз хотела спросить. Смотри: в бытовых конфликтах между чеченцами и русскими в Москве обычно участвуют молодые чеченцы. Кажется, что именно они более агрессивны, чем более зрелые, взрослые чеченцы, скажем, твоего возраста и старше. Пытаетесь ли вы решить проблему молодых чеченцев?

Да, такая проблема есть. Не знаю, как решить. С нами-то они тише воды ниже травы — слова лишнего не позволят. Те, кто не застал СССР, для меня терра инкогнита — то есть я вижу, что мы говорим на одном языке, они знают мои обычаи, но и только. Люди с другой планеты для меня.

У меня есть приятель, компьютерщик. К нему 18-летний племянник из Шали приехал. Казалось бы, какой айтишник не найдет общего языка с современным подростком, который с утра до вечера у ноутбука торчит? Не нашли. «Я не знаю, о чем с ним можно разговаривать. Он абсолютно темный. То есть непросто неграмотный, а табула раса», — это друг потом жаловался. А у парнишки, между прочим, прекрасные баллы по ЕГЭ.

Опять же, молодые чеченцы, о которых ты спрашиваешь, приехавшие. Выросшие в Москве, естественно, другие.

Правда, не знаю, думал уже много раз об этом. Выпороть бы их... Повторюсь: со старшими чеченцами, то есть с нами, они ж мегакорректны.

— А как чеченцы — и те, кто приезжает в Москву, и те, кто проживает в самой Чечне, — относятся к русским? Многие русские говорят, что они в лучшем случае чувствуют к себе пренебрежение вперемешку с насмешками, в худшем — агрессию.

Про современную Чечню не скажу. Но когда я слышу, что, мол, мы — моноэтническая нация, мне смешно. Всегда женились на русских. Замуж да, выходили редко. Но смешанных браков было полно. Вспомни Джохара Дудаева. Так что раньше все было нормально.

А спрашивать, как московские чеченцы относятся к русским… Я даже себе так не формулирую. Для меня есть конкретные люди, все от них зависит. Я что, думаю, что ты русская? Ты — это ты, и все.

— «Хватит кормить Кавказ» — ты поддерживаешь этот лозунг, столь популярный среди многих россиян?

Опять же, не знаю. Я не слишком представляю сейчас экономику Чечни. С одной стороны, разрушено же было все. С другой — я сам все время думаю: откуда у 18-летних пацанов мерседесы? И ведь много таких по Москве ездит.

Скажу банальность: убрать бы везде взяточников, откаты, «договоримся» и все, что вы, журналисты, называете коррупцией, — тогда кормить пришлось бы меньше. Но ведь кому-то и здесь выгодна эта кормежка?

Турпал Сулаев, бизнесмен (имя и фамилия вымышленные)

— Два десятилетия в столице — срок немалый. Ты москвич, московский чеченец или просто чеченец? Кем себя ощущаешь?

Каково мне с самоидентификацией — так, надо полагать, звучит вопрос? Отвечу просто, безо всяких: каким родился, таким и уродился.

Постараюсь объяснить. Для чеченца свобода — это главное. Все мы рождаемся свободными — мы это уяснили еще задолго до Декларации прав человека. Далеко задолго. «Здравствуй» по-чеченски «ходи свободным» переводится. На этом зиждется чеченское Все.

— Когда люди в Москве узнают твою национальность, ты чувствуешь опаску или негатив с их стороны?

И то, и другое ощущал, причем еще в советское, предельно интернациональное время. Нацмен — советский эвфемизм. Типа «чурки». Хотя по типу я европеоид. По-аглицки, если кто не знает, caucasian. Кавказец то есть. Это так в свое время ревнители чистоты расы эталон белой расы назвали. Ирония судьбы...

Скажет мне кто такое в лицо — не позавидуют ему боги. Отметелю. Говорят же шотландцы, кстати, тоже в основе своей горцы: Nemo me impune lacessit («Никто не тронет меня безнаказанно»).

Но не скажу, что особо парюсь по этому поводу, вырос уже.

— «Стреляющие свадьбы», танцы на улицах, гонки на крутых машинах... Почему твои соотечественники периодически так дико себя ведут?

«Стреляющие свадьбы» — честно сказать, это в генах. Почитайте классиков русских. В частности, самого достойного — Михаила Юрьевича Лермонтова. Почему называю его по батюшке? А потому что, будучи пацаном лет 25, он проявлял чудеса храбрости и мужского, воинского достоинства. Воин, одним словом.

Ну еще Толстого «Хаджи Мурат». Если недостаточно, то Германа Садулаева, если кто не знаком. Человек, никогда не воевавший, описал, как чеченец чувствует оружие. Я, например, в свое время острую зубную боль утолял выстрелами из «Шмеля». Такие мы.

Хотя клоунов развелось тьма. Уверен, из рогатки не умеют стрелять. Серьезно.

— Проблема чеченских отцов и чеченских детей: молодые кажутся более резкими, агрессивными, ведут себя вызывающе. Действительно ли есть проблема молодого поколения чеченцев? Если такая проблема есть, вы, взрослые чеченцы, пытаетесь ее как-то решить?

Ведут они себя так потому, что я не они, пардон за тавтологию. Они дети не тех родителей. Дети нуворишей-light, отпрыски чиновничков вороватых из колониальной администрации. Дотационные, одним словом. Чего вы от них в столице метрополии, съеденной жуткой коррозией упадка, хотите?

— Есть ли в твоей жизни какие-то ценности, которых не понимают твои русские коллеги и друзья? Ты их отстаиваешь?

Ценности чеченца на самом деле не сильно разнятся с ценностями мужчины любой национальности.

Старших еще уважаем вдобавок.

— Что самое тяжелое для тебя как для чеченца в Москве?

Ксенофобия зашкаливает. А так терпимо. Хотя не должно быть в столице 150-миллионного государства терпимо. «Я так думаю!» — как говорил Фрунзик из «Мимино».

Да нет, здесь ничего тяжелого. Более двадцати лет живу. Было бы невмоготу —слинял бы. Хотя, честно сказать, семья не в Москве давно уже (семья нашего собеседника проживает за границей — Ред. ). Я тут работаю, одинешенький.

— А проблему зашкаливающей, по твоим словам, ксенофобии решить вообще реально?

Решить проблему выходцев с Кавказа? Загнули вы эка! Звучит по-медицински. Догадываюсь, сколько народу именно так и считает!

Если всерьез, то поселил бы людей, ответственных за это самое решение, на пару годиков в Лондон, Нью-Йорк, Торонто или Париж. Может, научились бы чему дельному. Хотя подозреваю, их семьи как раз там и учатся мультикультурности. Плавятся, так сказать, в котле, как сыр в масле.

— А как чеченцы относятся к русским?

Отношение к русским? Более 200 лет противостояния, два геноцида в одном ХХ веке. Как к старшему брату, как гласила советская пропаганда? Да нет. Далеко нет.

Хотя в далеких 80-х, когда я чабанил высоко в горах Кавказа (не хотел осенью в армию идти), один взрослый человек (похоже на начало банальнейшего тоста?) мне сказал: никогда не недооценивай русского Ивана. Так и сказал. А он знал, что говорит: 25 лет в Туруханском крае срок «мотал» и сам был далеко не робкого десятка. Почти как «отец народов» — налетчик.

Наверное, есть проблема отношения молодых чеченцев к русским. Странно было бы, если бы не было после двух войн почти на истребление на протяжении всей их молодой жизни.

Как я пытаюсь решить эту проблему? Женился на русской. Без шуток.

— Есть такой лозунг: «Хватит кормить Кавказ». Что ты о нем думаешь?

«Хватить кормить Кавказ» — предвыборный клич для охлоса. Были бы поумнее — статистические данные пролистали бы…

Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов