Головные уборы история. Головной убор. Родословная вещей. В калейдоскопе эпох и событий. МУК «Публичная библиотека Новоуральского городского округа». Все дело в шляпе. Стильные истории

Берет и котелок, канотье и панама — все эти разные шляпы женщины с легкостью переняли у мужчин. А потом они пошли дальше и стали создавать собственные шляпки, призванные кокетливо украсить женские головки. Как появились первые женские шляпы и чем женщины покрывали голову на протяжении истории, расскажет Diletant.ru.

Первая шляпа от бога

Дату появления первой шляпы установить невозможно. Но, как это часто бывает, поговаривают, что здесь не обошлось без божественного вмешательства. Древние греки считали, что первую шляпу людям преподнес бог Гермес, чтобы уберечь работников от палящего солнца. Это была простая шляпа из тульи и широких полей, от которой, по легенде, произошли все остальные головные уборы. В Мексике бытует легенда, что однажды с небес на землю сошла богиня Сикомеайя с ворохом шляп в руках. Шляп этих было три вида: одни для людей, работающих под солнцем, вторые для кокетливых женщин, а третьи для непокорных и бунтовщиков, которых небеса грозились покарать. Как бы то ни было, шляпы издавна сопутствовали жизни людей и сперва имели весьма практичное предназначение: спасти голову работающего в поле человека от перегрева.

В Мексике есть легенда, что на землю сошла богиня Сикомеайя с ворохом шляп в руках

Средние века: экстремальная высота

Долгое время женские шляпы повторяли формы мужских, но в XIV ситуация изменилась. Считается, что в 1395 году королева Франции Изабелла Баварская придумала первую исключительно женскую шляпу — так называемый средневековый геннин. Каркас для этой конусообразной шляпы создавали обычно из бумаги и жестко накрахмаленной ткани, а затем обертывали каким-нибудь дорогим материалом и украшали вуалью. Чем выше был геннин, тем более знатной считалась дама. Шляпы некоторых принцесс достигали в высоту до 1 метра, из-за чего в домах даже пришлось увеличивать дверные проемы. Постепенно форма геннина трансформировалась и появилась шляпа с двумя концами, которая чем-то напоминала рожки на голове.

Шляпа геннин

Шляпа от солнца и кое-чего похуже

К XVI у дам приобретают популярность широкополые шляпы из фетра

В XV веке в Германии и Франции вошли в моду соломенные шляпы. Такие шляпки иногда перемежались с вуалью и различными украшениями. К XVI у дам приобретают популярность широкополые шляпы из фетра, которые женщины переняли из мужского гардероба, но старались всячески украшать плюмажем, лентами, драгоценностями и мехом. Есть версия, что такие широкополые шляпы вошли в моду не случайно — в те времена в европейских городах царила антисанитария, и любой прохожий мог оказаться жертвой этого, ведь помои горожане выливали из окон прямо на улицу. А огромные поля могли спасти физиономию незадачливого гуляки от риска быть облитым из помойного ведра.

Рождение чепца

Примерно в это же время женщины в Европе начинают носить персидские тюрбаны всевозможных расцветок и украшенные всеми видами перьев и камней, какие только можно было достать. Тогда же появляются и чепцы, на основе которых затем будет создано множество самых разнообразных видов шляп. Но в XVI веке их в основном использовали для защиты волос во время купания и сна. Следом за чепцом появляются береты, шляпа ток и высокая шляпа цилиндрической формы, которая и стала матерью цилиндра.


Шляпка-ток конца XIX века

Клумбы на голове

В XVII—XVIII вв. еках сохраняется мода на максимально украшенные шляпы. В Милане впервые появляется профессия «модистка», которая стала спутницей женщин на несколько веков. В начале XVIII века во Франции ненадолго вошел в моду фронтаж — изысканный чепец из кружева. Его «породил и убил» Людовик XIII, который сначала ввел фронтаж в моду, а несколько лет спустя отказался от него в пользу простых причесок с украшениями. А во второй половине XVIII некоторые дамские шляпки напоминали настоящие произведения искусства: на огромных шляпах были «высажены» целые клумбы цветов и драгоценностей. Сверху нередко насаживали бабочек, которые с помощью особого механизма могли двигаться. По счастью, от таких громоздких конструкций скоро отказались.


Шляпка-фронтаж

Английский капор

XIX век пестрил разнообразием фасонов женских шляп, мода на которые постоянно менялась

К XIX веку в Англии в моду входит капор. Делали такую шляпу из дешевого прессованного картона, которому придавали полукруглую форму, а затем его обтягивали тканью и украшали лентами. Мода становилась все более демократичной. Со временем капор становился все меньше, и из-под него начинали выглядывать уложенные локонами волосы. Постепенно они стали такими маленькими, что скорее напоминали просто небольшое украшение, которое удерживалось с помощью завязанных на подбородке лент. Вообще XIX век пестрил разнообразием фасонов женских шляп, мода на которые постоянно менялась.


По поводу размеров полей капора много шутили и создавали карикатуры

Во второй половине XIX века «шляпная мода» стала по-настоящему безумной. Например, какое-то время были популярны шляпы, украшенные настоящими лягушками или птицами! В то же время женщины снова взялись за освоение мужского гардероба, откуда смело позаимствовали цилиндры, канотье и ковбойский шляпы, не забыв, конечно, обтянуть их шелком и украсить лентами.

XX век: вечные формы

Мода на шляпки в XX веке была неразрывно связана с двумя войнами. Во время и после Первой мировой войны женщины носили небольшие простые шляпки, например, в моду вошел силуэт клош, который отлично подходил под короткую стрижку эмансипированных девиц.


Шляпка клош

Вторая мировая война заставила женщин и вовсе отказаться от шляп в пользу платков, но ненадолго. Наступили годы модной реакции, и женщины снова хотели быть привлекательными. В ходу были шляпки-таблетки, за что спасибо Жаклин Кеннеди. Многие копировали стиль Одри Хепберн. Затем интерес к шляпкам снова возродился благодаря принцессе Диане.

Первое изображение головного убора начинается с времен Древнего Египта, с Фив, где гробнице изображен мужчина в соломенном головном уборе. Кроме рабов все египтяне, наголо брили голову, а сами носили парики, делавшиеся из волос собственных или купленных. На ночь эти парики снимали, что было очень удобно и гигиенично в таком жарком климате. Исключением были жрецы, не носившие парики и фараон, одевавший клафт — символ власти, представлявший из себя бело-голубой платок. Царица была единственной женщиной В Древнем Египте, которой позволялось носить головной убор, представлявший собой золотую корону в виде раскрывшего крылья ястреба (символ богини Исиды).Парики египтян украшались летами, цветами, диадемами, подвесками из золота и самоцветов, керамическими и стеклянными шариками. Греки же напротив, закрывали голову лишь в путешествиях, что способствовало созданию таких головных уборов как шляп (петасос с полями) и шапок (пилос, аналог чепчика без полей). Пример такой шапки сейчас мы можем наблюдать на фресках и скульптурах посланца богов Гермеса. Нет границ фантазии водружаемого людьми в разные времена себе на голову - от лаврового венка, как признака особых заслуг, до громоздких, весом более семи килограмм корон, как у королевы Виктории в 1838 году во время коронации. Всех их объединяет то, что они являются не только защитой от неблагоприятных климатических условий, но и как показателем статуса и достатка их обладателя.
Мы не можем с точностью определить, где и когда был надет первый головной убор. Так история возникновения мехового капюшона и шапки-малахай связана в первую очередь с окончанием ледникового периода, когда возникла необходимость придумывать себе защиту от снега и холода. Уже в дальнейшем в Средневековье капюшоны были модифицированы, они стали очень длинными, иногда даже ниже пояса. До наших дней капюшоны носит и женщины, и мужчины. Примерно в то же время степные кочевники создают войлочный колпак с наушниками,являющийся прототипом знаменитой русской шапки-ушанки. в Средней Азии белая войлочная шапка с черными полями являлась исключительно привилегией ханов. Само слово шляпа произошло от немецкого слова «schlappe» — мягкий головной убор, сохраняющий форму. Слово Slappe происходит от глагола slappen – «висеть, виснуть, свисать». На территориях современных Северной и Центральной Европы долгое время существовал промысел «кожи» гриба трутовика, шляпку которого подвергали достаточно длительной обработке. Нижнюю часть гриба с порами отделяли от верхней, и именно верхнюю вымачивали в щелочном растворе, затем просушивали и разбивали молотком. В результате она становилась тонкой и эластичной, напоминающей кожу, войлок или бархат, в зависимости от обработки. В дальнейшем ее можно было раскрашивать, подвергать тиснению или вышивке. В наше время такие шляпы все еще можно увидеть в музеях Европы. С Востока в Европу пришла мода на тюрбаны, история которых насчитывает уже не одну тысячу лет. Тюрбаны, представляющие собой длинный кусок материи, укладываемый определенным образом на голове.В Европе мода на тюрбаны была особенно актуальна в XVII и XVIII веках, вторую молодость тюрбану возвращает поход Наполеона в Египет.
Невозможно не затронуть историю возникновения берета — лидера в мире головных уборов и по сей день. Точное время появления берета неизвестно, первые упоминания относятся к XII-XIII веках. Изначально он позиционировался как головной убор охотников и крестьян, но уже середине XV века берет стал пользоваться особенной популярностью у богемы: актеров, музыкантов, художников. Берет - мягкий головной убор без козырька, подходящий для большинству форм лица. В современном мире его чаще всего изготавливают из шкурок каракуля или меха норки. Триумфом и расцветом шляп во всем великолепии можно считать викторианскую эпоху. Именно в это время закладываются модные тенденции, дошедшие и до наших дней — разнообразие форм и расцветок, перьев и украшений, ленточек и бантов, кружев и прочих украшений – всё это задает модные тенденции и в наши дни. Современные головные уборы призваны не только и не столько защитить нас от непогоды, сколько расставить акценты в образе, придать ему завершенности и создать свой неповторимый стиль. Интернет-магазин «Модные истории» предлагает широчайший ассортимент головных уборов,способных удовлетворить желания любой современной модницы: шляпы и шапки, береты и кепки, платки и шарфы и многое другое. Любительниц классического стиля, непременно заинтересует маленькая аккуратная шляпка , непременный атрибут ценителей элегантности и женственности; такую шляпу можно носить с меховым или кашемировым пальто, меховой горжеткой или воротником. Для прогулок в прохладный день незаменим вариант трикотажной шапки , возможно это может быть комплект с шарфом. Для лета рекомендуем соломенные или льняные шляпы с широкими или средними полями, однотонные или цветные, в зависимости от вашего образа и настроения. Набирают популярность шапки-капюшоны и шапки-шарфы, любимые за свою практичность и теплоту, столь необходимую в нашей средней полосе и кроме того, придающие шарм и загадку их обладательнице. Кепи — головной убор с козырьком для яркого стиля модниц большого города. Может быть как с мягкой, так и с твердой основой, имеют большое разнообразие объемов и форм тульи. Актуальные и современные головные уборы вы всегда можете купить или просто посмотреть, в нашем , опытные консультанты ответят на все интересующие вас вопросы. Мы работаем для вас — низкие цены, распродажи, качественный товар, удобный каталогпомогут вам купить нужную вещь по хорошей цене, сэкономив время. Магазин «Модные истории» рад видеть Вас у себя : ТЦ «Росинка», ул.Воровского, 4-й этаж ТЦ «Март», ул.Блюхера, 29, корпус А, 1-й этаж ТЦ «Атлант», ул.Воровского, 112, левое крыло

Цель: познакомить детей с историей головного убора, её видами; научить понимать назначение и функции головного убора.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.

Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в XIV веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, вяленые или плетёные шапки, напоминающие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом(только у монахов они были черными). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К XVI веку в Москве было уже несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было подстричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Одним из обычаев, занесенным на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен).

Самым распространенным головным убором оставался клобук , а попросту говоря – колпак . Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны . Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата. Позже появился науруз (разновидность колпака) – шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В это же время стали носить мурмолки – шапки с плоской, расширенной книзу тульей. На мурмолке были меховые оторочки, похожие на лопасти, которые пристегивались к тулье двумя пуговицами. Шили их из шелка, бархата, парчи. Позднее у простого люда появились – картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки вышли из обихода

С женскими головными уборами разобраться сложнее. Головные уборы на протяжении столетий делились на те, которые носили молодые девушки (молодухи) и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие только по праздникам.

В IX-XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой , или урус . Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.

Был также и другой головной убор – кика(кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен бисером. Жемчугом или вышивкой.

Еще несколько вариантов головного убора – кокошник, подбрусник (мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косу волосы), волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это покрывалось сверху шалью.

У молодых девушек с головными уборами дело обстояло проще. До замужества они могли ходить с распущенными или заплетенными в косы волосами. Волосы поддерживал венчик(венец) – узкая металлическая или матерчатая полоска. Которая охватывала лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик мог быть расшить бисером, бусами. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Из истории головных уборов»

Цель: познакомить детей с историей головного убора, её видами; научить понимать назначение и функции головного убора.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.

Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в XIV веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, вяленые или плетёные шапки, напоминающие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом(только у монахов они были черными). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К XVI веку в Москве было уже несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было подстричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Одним из обычаев, занесенным на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен).

Самым распространенным головным убором оставался клобук , а попросту говоря – колпак . Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны . Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата. Позже появился науруз (разновидность колпака) – шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В это же время стали носить мурмолки – шапки с плоской, расширенной книзу тульей. На мурмолке были меховые оторочки, похожие на лопасти, которые пристегивались к тулье двумя пуговицами. Шили их из шелка, бархата, парчи. Позднее у простого люда появились – картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки вышли из обихода

С женскими головными уборами разобраться сложнее. Головные уборы на протяжении столетий делились на те, которые носили молодые девушки (молодухи) и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие только по праздникам.

В IX-XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой , или урус . Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.

Был также и другой головной убор – кика(кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен бисером. Жемчугом или вышивкой.

Еще несколько вариантов головного убора – кокошник, подбрусник (мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косу волосы), волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это покрывалось сверху шалью.

У молодых девушек с головными уборами дело обстояло проще. До замужества они могли ходить с распущенными или заплетенными в косы волосами. Волосы поддерживал венчик(венец) – узкая металлическая или матерчатая полоска. Которая охватывала лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик мог быть расшить бисером, бусами. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга.


Белканова Кристина

ТЕМА: «История головных уборов»

ПЕРМСКИЙ КРАЙ

ГОРОД ЛЫСЬВА

МБОУ СОШ № 11

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:

БЕЛКАНОВА КРИСТИНА

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ПШЕВОРСКАЯ Г.В.

Скачать:

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

ТЕМА: «История головных уборов»

РОССИЯ

ПЕРМСКИЙ КРАЙ

ГОРОД ЛЫСЬВА

МБОУ СОШ № 11

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:

БЕЛКАНОВА КРИСТИНА

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ПШЕВОРСКАЯ Г.В.

План.

1. Вводная часть.

2.Головные уборы древности.

3. Мода головных уборов средневековья.

4.Головной убор- предмет искусства.

5.Заключительная часть.

Цель: развивать познавательные интересы, творческие способности в

Области исторических наук; стимулировать способность применять

Приобретенные знания об исторически сложившемся межкультурном

взаимодействии.

P.S. К реферату составлен фильм- презентация. В фильме представлены головные уборы в соответствии с текстом реферата.

ТЕМА: « ИСТОРИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ».

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Коренной мотив забот об убранстве головы - утилитарный. В процессе деятельности человека волосы в беспорядке попадают на лицо, шею, плечи, причиняют человеку неудобства и неприятные ощущения, мешают видеть, слышать, есть и косвенно - правильности труда, а иногда и представляют и опасность при бегстве, при прохождении через густые заросли.

Голова покрывается чтобы защитить голову от различных климатических и атмосферных влияний - от зноя, холода, дождя, ветра.Отсюда, смотря по цели и месту, разнообразие форм и материала головного покрова.

Для удержания волос в порядке жители стран с теплым климатом в основном носят головные уборы из легких тканей, а жители холодных стран пользуются головными уборами из меха. Уже первобытным людям был известен целый ряд разновидностей головных уборов- меховые или кожаные, шапки и капюшоны, диадемы, налобные повязки. В античной моде головные уборы имели преимущественно практическое значение.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ДРЕВНОСТИ.

Когда-то головной убор служил символом власти, могущества. На голове носили символы государственной власти, показывая свое могущество перед людьми своего народа. Так, например, в Древнем Египте только фараон мог носить большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. Все остальные, кроме рабов, довольствовались париками из растительного волокна. Головные уборы не служили символом красоты, а скорее показывали социальное неравенство.

В Древней Греции и мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, лишь во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями.

На разнообразие форм головных уборов влияли не только климатические условия, но религиозные верования, которые оставили отпечаток в истории

Практически каждого народа и что самое интересное оставили отпечаток и на современной моде. Культ тотемов вызывал религиозный обычай одеваться с головой в шкуры почитаемых животных, украшать себя перьями священных птиц, цветами и листьями священных деревьев- обычай, практиковавшийся не только во время религиозных церемоний, но во время

военных действий, играющих важную роль в повседневной жизни первобытных обществ.

Отсюда известные головные уборы индейских воинов из перьев, рогов и изображений у шаманов, шляпы и диадемы из чешуи аллигаторов в Средней Америке, такие же уборы из чешуи маниса у малайцев, фантастические уборы у рукейнов из Центральной Америки- головной убор из перьев, украшенных надкрыльями жуков.

МОДА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Из сферы религиозной и военной причудливые уборы перешли и в обыденную жизнь, постепенно утрачивая свое прежнее назначение и становясь предметом украшения. В средневековье и мужчины и женщины носили накидки, плащи с капюшонами. Капюшоны имели самые разнообразные формы. Иной раз конец капюшона бывал такой длинный, что свисал ниже пояса.

Гугель- средневековый капюшон, переходящий в воротник, который покрывает плечи: был элементом мужской моды во второй половине 14 века и типичен для готического модного силуэта. Вытесняет из моды шляпу и становится предшественником монашеского куколя. С точки современной психологии частое ношение капюшона без необходимости может рассматриваться, как защитная реакция на окружающий мир, возможно, что психологическое подсознание руководило и жителями средних веков ведь в жизни их подстерегало немало опасностей. Мода на капюшоны была вытеснена более открытыми головными уборами, но это не означает, что капюшоны были забыты окончательно. В период конца 20 –начала 21 века капюшоны пользуются большим успехом среди молодежи и как порой кажется, что подростки прячутся от окружающего мира.

В средние века головные уборы становятся украшением и предметом роскоши. Люди декорируют их плюмажем, мехом, лентами, драгоценностями. Даже головы еретиков, приговоренных к сожжению, венчали колпаком с острым верхом из картона, на котором рисовали языки пламени и чертей.

ГОЛОВНОЙ УБОР-ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА.

Головной убор наконец стал предметом особого искусства. Тщеславие, рутина, праздность высших классов, этикет сделали из убора объект самого тщательного культивирования, серьёзной жизненной заботы.

Вуаль - это редкотканная прозрачная шелковая или шерстяная ткань, которую носили женщины, чтобы закрыть лицо- получила своё распространение еще в средние века. В странах Ближнего Востока женщины закрывали лицо довольно густой вуалью - паранджой не только на улице, но и дома, так как в странах Ближнего Востока царит патриархат и женщина является существом бесправным, считается, что она не имеет права показывать свое лицо никому кроме своего супруга.

Как украшение на шляпу появляется вуаль в Европе в эпоху позднего средневековья. При бургундском дворе в 14- 15 веках господствовал целый культ вуалей: женщины носили их прикрепленными на генин. В 16 веке вуали исчезают, а сначала 19 века вновь обретают свою актуальность. Несмотря на убеждения, что эти вуали нового времени, которые закрывали лицо наполовину портили цвет лица, вызывали покраснения кончика носа, ослабляли зрение, ничто не могло их устранить пока не прошла мода на них, а это произошло накануне Первой Мировой войны.

Важным фактом в истории уборов в позднейшие периоды явилось влияние центральной власти и примеры, подаваемые отдельными правителями. Дважды в новейшее время явилась реакция в пользу простоты уборов. Это движение оставило в наследство обычай коротко стричь волосы у мужчин и гладкой прически у женщин.

В 14 и 15 веках в Европе господствовала французская мода. Шапки были длинными и острыми, как конусы- генин. Предполагают, что генин придумала и ввела в моду 1395 году Изабелла Баварская.

Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута, придворные имели генин до 2 футов. Каркас изготавливался из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставлялся только треугольник- посреди лба.

В 15 веке вид и форма головного убора указывали на род занятий человека: нотариус ходил в бобровой шапке с полоской четырехугольной тульей, художники и врачи предпочитали берет. В 15-16 веках мода на береты распространилась среди женщин и мужчин. Берет - мягкий плоский головной убор круглой или квадратной формы- часто сделан из бархата, украшали вышивкой и перьями. Удивительно, но берет не теряет актуальности и в наши дни.

Так же в 16 веке получила распространение большая шляпа из фетра. В помещении и на улице мужчины не расстаются со шляпой. Даже за столом её не снимают.

Дамы носили такие же шляпы, как кавалеры. Однако, чем выше становилась дамская прическа, тем более высокой и сложной шляпы она требовала. Для защиты волос от ветра и песка появился головной убор- кибитка.

В начале 18 века поля шляп стали пригибать в нескольких местах. Появляется треуголка- шляпа с полями, сдавленными в три угла. В эпоху рококо её носят и женщины, в 17- 18 веках треуголка становится частью униформы. В конце 18 века её вытесняет двуугольная шляпа.

В Англии все носят цилиндр- высокую шляпу с небольшими полями. Цилиндр стал повседневным головным убором- сначала он был цветным, но со временем он стал строго однотонным.

В 1835 году Гибус изобрел складной цилиндр на проволочном каркасе- легко складывался до формы блина и прятался под мышку.

Постепенно цилиндр и касторовая шляпа сближались, и после 1850 года появилось нечто похожее на котелок. Котелок имеет узкие ровные поля и жесткую куполообразную чудью, он всегда черного цвета. Так же был популярен и капот – небольшая, высоко налетая дамская шляпа, носили преимущественно пожилые дамы.

Заключительная часть.

Если проследить тенденцию моды на головные уборы в нашей современности то можно сделать следующие выводы, что все головные уборы описанные выше имеют место быть и в нашей жизни.Только функции их предназначения немного иные, так как в наше время головные уборы имеют тенденцию выполнять роль как средством украшения, так и средством защиты. Это относится как к мужской, так и к женской моде.И здесь же напрашивается народная мудрость «Всё новое- хорошо забытое старое».

Шляпа (англ. Hat) – головной убор устойчивой формы, обычно состоящий из тульи, полей и элементов декора.

История шляпы

Древний Египет

В Древнем Египте фараон надевал под корону большой из полосатой ткани, который называли клафт или немес. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна. Чем выше было социальное положение обладателя, тем пышнее и больше был парик.

Античность

В Древней Греции мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, но во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями — петасос. Если не было ветра и дождя, подвешенный на ремне или ленте петасос отбрасывали за спину. В таком головном уборе на фресках и в скульптуре изображался посланец богов Гермес. Петасос стал прообразом большинства фасонов современных шляп.

XIV — XV век

Прототипом современных шляп ученые также считают средневековый геннин. Согласно самой распространенной версии, высокую коническую шляпу придумала королева Франции Изабелла Баварская в 1395 году. Так как на рубеже XIV и XV веков господствовала французская мода, головные уборы бургундских придворных дам распространились по всей территории Европы.

Каркас для геннина делали из бумаги или накрахмаленной ткани, а затем обтягивали дорогим материалом. Высота геннина принцесс достигала 1 м, придворных дам – около 60 см. С тыльной стороны головного убора располагалась прозрачная , иногда закрывающая лицо. Выбившиеся из-под геннина волосы выбривали, оставляя маленький треугольник посреди лба. Из-за моды на высокие геннины в замках приходилось прорубать специальные дверные проемы.

Этот головной убор носили до XVI века.

В XV-XVI столетиях в Германии и Франции были популярны . По словам августинца Готшалка Холлена, головной убор модницы XV века выглядел следующим образом:

«То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб. Все это необходимо женщине для украшения головы. Сотни золотых едва ли здесь хватит».

В Средневековье, еще во времена Карла Великого, появились особые обычаи в ношении головных уборов: достойные люди носили на тулье перья фазана и петуха, а проштрафившиеся – ощипанные тушки лесных птичек. Зеленые и желтые шляпы должны были надевать банкроты.

«По недоступным мне причинам
Во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина
По шляпе лишь была видна…»
поэт Кристиан Гентер об эпохе Средневековья

XVI век

XVII век

Шляпы в XVII веке шили из различных материалов всевозможных цветов и оттенков, декорировали драгоценностями и перьями. Украшения крепили не только к тулье, ими обшивали и края полей. Шляпы использовались преимущественно в декоративных целях, так как из-за моды на сложные и пышные парики головные уборы обычно носили подмышкой.

Первая половина. В первой половине XVII века костюмы разных европейских стран развивались по-разному, хотя имели множество общих черт. Начало столетия было ознаменовано несколькими войнами, поэтому мода во многом заимствовала элементы униформы. Мужчины во Франции носили фетровые шляпы с широкими полями и круглым верхом, напоминавшие головные уборы военных. Края полей приподнимали и прикалывали к тулье, украшенной лентами, страусовыми перьями, пряжками из драгоценных металлов и камней. В частности, такие шляпы носили французские мушкетеры.

На торжественные мероприятия мужчины надевали низкую шляпу, свалянную из меха бобра, обвитую длинным пером. Ее называли «Шляпа Людовика XIII», т.к. французский король особенно любил этот фасон.

Французские женщины в домашней обстановке носили чепцы. Для выхода на улицу дамы надевали широкополые шляпы, украшенные драгоценностями и плюмажем.

В Англии мужчины или женщины с помощью головных уборов стремились показать свою оригинальность. Мужские шляпы различались шириной полей, высотой тульи, украшениями, материалом (фетр, сукно, замша, кожа, шерсть и пр.). В первой половине XVII века англичане выбирали желтые, коричневые, белые и черные шляпы. Женщины в Англии носили чепцы, капюшоны, капоры, маленькие бархатные шапочки с вышивкой. При выходе на улицу поверх этих шапочек дамы надевали крупные «пуританские» шляпы. С 1630-х годов началась .

Вторая половина. Во второй половине XVII века мода резко поменялась. Благодаря королю Людовику XIV Франция стала законодательницей моды, а все европейские государства попали под так называемый «версальский диктат». В то время во Франции были популярны мягкие широкополые шляпы из фетра с пером или лисьим хвостом наверху. Из-за неудобства использования во время военных действий и охоты головных уборов, ограничивающих обзор, их поля стали подкалывать – сначала с правой стороны, а позднее так, чтобы образовалось три угла. Эта манера ношения видоизменилась в новый вид шляп – треуголки. В эпоху правления Людовика XIV они стали элементом военной формы, а затем распространились по всей Европе.

XVIII век

Первая половина. В XVIII веке шляпы считались второстепенным дополнением популярных в то время париков, которые определяли манеру ношения головных уборов. Шляпы надевали прямо, либо под углом или с сильным наклоном вперед. В Европе в эпоху барокко дамы носили фонтанж – чепец из . Из моды он вышел в 1713 году также благодаря Людовику. На церемониальном приеме в Версале герцогиня Шрусбери появилась без чепца с простой прической, украшенной шнурком и цветами. Французскому королю ее вид очень понравился, что и поставило точку на ношении фонтанжа.

Аристократки стали сочетать аккуратные прически и простые чепцы, небольшие кружевные заколки, круглые шляпки-токи. Под влиянием изящной эпохи рококо европейский костюм снова стал меняться. Количество популярных женских головных уборов увеличивалось: летом дамы носили соломенные шляпы, а осенью и весной – фетровые. Классическими соломенными моделями стали флорентийская шляпа, панама и канотье. На торжественные приемы надевались сетки из тонких нитей, роскошные заколки, легкие чалмы и тюрбаны. Для путешествий и прогулок были предназначены треуголки и теплые шляпки. Чепцы остались в качестве домашнего или ночного элемента одежды. Все головные уборы того времени отличались простотой исполнения и минимальным декором. Мужчины в эпоху рококо, наряду с треуголками, стали носить фетровые шляпы и маленькие шапочки «жокей».

Вторая половина. В 1770-х годах фасоны головных уборов резко поменялись. Моду того времени задавала французская королева Мария Антуанетта. Женские прически стали высокими и сложными: для их создания использовали накладные волосы и специальные валики. Дамские шляпки также выросли в размерах. Некоторые модели того времени достигали метра в диаметре. Их украшали лентами, искусственными цветами, перьями, кружевами. В шляпки даже монтировались специальные механизмы, которые заставляли двигаться фигурки птиц или бабочек. На головных уборах размещались модели парусников, многобашенных замков, блюд с фруктами, лебедей, мельниц, мостов и пр. Дамы носили на шляпах живые цветы, помещенные в вазочки с водой, а также целые композиции, например, «изгнание Адама и Евы из рая».

В 1789 году во Франции началась революция. В качестве головных уборов стали использоваться фригийский колпак или лента с цветами национального флага. В XVIII и XIX веке мужчины носили касторовую шляпу из высококачественного сукна очень тонкой выработки. Для изготовления этого головного убора применялся бобровый или козий пух.

XIX век

Первая половина. В XIX веке шляпа стала одним из главных предметов мужского и женского гардероба. В конце XVIII века появилась двуугольная шляпа, постепенно вытеснившая треуголку в повседневном гардеробе. В первые годы столетия солдаты Наполеона, вернувшиеся из египетского похода, на кончиках своих штыков принесли тюрбаны поверженных мамелюков. Лорд Байрон воспел восточную экзотику и появился на публике в тюрбане. Эти головные уборы снова стали популярны.

В 1797 году англичанин Джон Геттерингтон изобрел шляпу-цилиндр. В мужскую моду головной убор вошел в начале XIX века.

С 1820 года популярным стал боливар – цилиндр с широкими полями. В 1835 году появился складной цилиндр — шапокляк. Этот вид шляп был популярен в течение столетия и вышел из моды только к Первой мировой войне.

Дамы в первой половине XIX века продолжали носить шляпки-токи, пышно украшенные перьями, пряжками и с драгоценными камнями. В первой половине XIX века в моду вошла шуте (schute) — женская соломенная шляпа, подобная чепцу, с широкими полями, обрамляющими лицо. Массовую популярность она приобрела благодаря театру, где стала появляться в качестве реквизита примерно с 1800 года.

Знаменитая шляпа Наполеона не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личной разработкой императора. Похожий головной убор носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы в конце XVIII века. Модель головного убора Наполеона с годами практически не изменялась, только становилась выше и уже. Шляпа изготавливалась из черного фетра и украшалась только трехцветной кокардой, закрепленной на галуне из черного шелка.

Император впервые изображен в ней на портрете художника Изабе 1802 года. Шляпником Наполеона в период империи был господин Пупар. Он поставлял императору головные уборы по цене 48 франков за штуку. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами (например, в 1813 году во время встречи с австрийским посланником Меттернихом). За период с марта по декабрь 1807 года у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 были новыми, а 4 — отремонтированными старыми. Во время кампаний или на маршах Наполеон носил бархатный колпак, прообраз современной пилотки.

В 1812 году Наполеон был в своей знаменитой «маленькой шляпе» по пути из Парижа в Москву. По настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея шляпа императора была утеплена изнутри шерстяной тканью. Головной убор в настоящее время находится в личной коллекции канадского историка Бена Вейдера. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступил в российскую столицу и в ней же покинул Москву 19 октября 1812 года. Художник Шарль де Стёйбен отобразил всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Первые три шляпы сверху символизируют две итальянcкиe и египетскую кампании. Три шляпы в среднем ряду - рождение, рассвет и закат империи. Две последние - Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.

Вторая половина. Ко второй половине столетия женские головные уборы почти утратили свои практические функции. Фасоны шляп сменялись стремительно. Журналы мод предлагали до 30 моделей ежесезонно. Поводом для появления нового фасона могли стать политические события, забавные происшествия, новые литературные произведения или театральные постановки.

Существовали шляпки «Ромео» и «Франсиск».

«…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень».
В. И. Даль, определение шляпы

Головные уборы украшали атласными и газовыми лентами, цветами из шелка, перьями страуса и цапли, букетами с высокой вертикальной веткой, гирляндами листьев из той же ткани, что и головной убор. Модные издания регулярно публиковали рекомендации по изготовлению цветов на шляпку для женщин среднего класса. Появилась профессия «флеристка» - модистка, занимавшаяся только украшениями для головных уборов. Отделка шляпок того времени включала мантоньерки - ленты, удерживавшие шляпу, и баволетку - пришитую изнутри оборку над затылком. В середине ХIХ века баволетки имели значительные размеры:

«Баволетки делаются так же, как и прежде - огромных размеров и падают на шею в виде фишю».
(«Мода», 1856).

В театре дамы, сидящие в ложах, могли носить головные уборы с перьями любой величины, в отличие от женщин в партере. Шляпка стала символом того, что дама образована и знает правила светского этикета. В то время установились правила, позволяющие женщине не снимать головной убор в помещении, потому что некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

В 1849 году в Англии появилась мужская шляпа-котелок, более удобная по сравнению с громоздкими цилиндрами. Она стала популярной во всей Европе и не выходила из моды до Первой мировой войны. С 1851 по 1867 год, в эпоху популярности кринолинов, женские головные уборы уменьшились в размерах. Дамы носили кружевные чепцы, тюрбаны с перьями и драгоценностями, девушки ходили в маленьких шляпках «биби» из шелка или соломки, украшенных цветами и лентами. Головные уборы обычно завязывали лентами у подбородка. Летом носили шляпы из флорентийской соломки. Во время загородных прогулок их допускалось использовать в качестве корзинки для цветов. В 1850-е годы женщины также носили капот — небольшую, высоко надетую шляпу. К концу XIX века она превратилась в головной убор для пожилых дам.

Во второй половине XVIII века появилась шляпка-памела, по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона «Памела, или вознагражденная добродетель». Эта модель украшалась полевыми цветами и колосьями. В издании «Мода» от 1856 года сообщалось:

«К этому можно прибавить, что фасон Памела опять считается самым модным».

В 60-е годы популярными стали женские треуголки, украшенные перьями. В 1863 году в моду вошла шляпка «ветреница», которой прочили недолгую жизнь из-за того, что она не защищала лицо от солнца:

«Это очень маленькая шляпа, едва прикрывающая щеки; но такой фасон не выдержит первых жаров».
(«Модный магазин», 1863).

С середины XIX столетия дамы также начали осваивать мужской гардероб: появились женские шелковые цилиндры, соломенные канотье, ковбойские шляпы.

Во второй половине XIX века были популярны женские шляпки фасона «кибитка» с круглыми полями. Изнутри и по нижним краям тульи они декорировались цветами из ткани, перьями, лентами, оборками из кружева, воздушных тканей, тесьмы. Несколько лет было модно украшать свои шляпки чучелами земноводных. Дамский журнал «Ревю де ла мод» писал:

«Украшением летних дамских шляп в Париже служат теперь лягушки, особенно эффектные на белом фоне».

Затем в качестве украшения шляпок стали использовать птиц. Тогда же шляпки декорировались вуалями.

ХХ век

«Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Э.М.Ремарк

1900 – 1910. В начале ХХ века, в эпоху модерна, головные уборы пышно украшались цветами. В моду вновь вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях пармские фиалки, камелии, розовые букетики. В декоре использовали птичьи чучела.

Великий реформатор моды Поль Пуаре в 1900-е годы предложил дамам яркие тюрбаны, и скромные ленты. Летом дамы носили канотье, украшенные незабудками, розовыми бутонами, полевыми цветами. Зимой женщины надевали капоры, завязывающиеся под подбородком, также актуальны были меховые шляпы.

В конце 1900-х годов распространилась мода на маленькие шляпки, похожие на куриную головку с гребешком из фазаньих перьев. Их именовали «шантеклер» по названию пьесы Эдмона Ростана. В начале XX века в США, а затем и в Европе модным стал танец американских негров «кэк – уок» cakewalk. Появились и одноименные женские шляпки.

К концу 1900-х годов снова стали модными шляпы значительных размеров. Их даже называли «бельевыми корзинами». Ширина и величина головных уборов часто мешала даме передвигаться. Де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, чтобы угодить куртизанке Отеро, высчитал высоту кузова, в котором могла поместиться ее шляпа. Знаменитая начала свою карьеру в 1909 году с открытия ателье по изготовлению шляпок.

В то время важной деталью была шляпная булавка - заостренный стержень длиной около 20 см с головкой из золота, драгоценных камней и т. п. Булавками головные уборы прикреплялись к прическе. Сохранились судебные хроники 1900-х годов, где рассматривались дела об убийствах женщинами своих спящих любовников шляпными булавками. Булавки в толпе или общественном транспорте могли стать причиной получения тяжелых травм.

«…в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте».
«Дамский журнал», 1912

В начале XX века шляпные булавки изготавливали из металлов, кости, перламутра, дерева, черепахового панциря. Их украшали стразами, драгоценными камнями, эмалью. Булавки хранили на специальных подставках.

1910-е. В 1910 году «Дамский листок» писал, что последним писком сезона стали перья на шляпах значительной длины:

«Дамы украсили свои шляпы длинными перьями, рвущимися к небу, составляя продолжение всей фигуры. Как наши дамы с подобными украшениями будут садиться под кожух пролетки во время дождя? Вопрос весьма любопытный».

Но к 1911 году поля дамских шляпок стали более узкими и загнутыми вверх, что стало одним из символов перехода к новой, «комфортной» моде. Богато украшенные цветами головные уборы вышли из моды, актуальной осталась только вуаль. Широкие поля сохранились на женских шляпах исключительно в мягких летних моделях.

1960-е. Благодаря Жаклин Кеннеди, в 60-х годах модными стали шляпки-таблетки. Также актуальными были небольшие шляпки с косыми полями, украшенные брошками, массивными булавками с камнями или мягкими бантами из той же материи, что и головной убор. Дамские головные уборы часто украшались вуалью. Моду на шляпы в то время во многом задавала актриса Одри Хепберн.

1970-е. В конце 60-х годов в связи с распространением личных автомобилей и четких стрижек, укладываемых феном, шляпы стали выходить из обязательного гардероба женщин и мужчин. Однако в Советском Союзе шляпы были наиболее популярны именно в 70-е годы.

1980-е. С 1980 года стали актуальны токи из велюра, фетра, хотя шляпы уже не были популярны в это десятилетие. Некоторый интерес к ним возродила принцесса Диана. Burberry