Этапы умственного развития ребенка. Возрастная психология. Этапы развития ребенка Этапы развития ребенка психология

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Каждый психологический возраст характеризуется:
- социальной ситуацией развития (своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребёнка).
- возрастными новообразованиями (результаты развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития).

Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития, ребёнок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир.

Различал 2 типа возрастных периодов, сменяющих друг друга:
1) стабильное (развитие совершается внутри социальной ситуации медленно, эволюционно);
2) критическое (развитие совершается бурно и стремительно).

Кризисы сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции - это норма онтогенеза.

Периодизация (по Л.С. Выготскому) включает в себя следующие стадии развития психики:
- кризис новорожденности;
- младенчество (2мес - 1год);
- кризис 1 года;
- раннее детство (1-3 года);
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3-7 лет);
- кризис 7 лет;
- школьный возраст (8-12лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (14-17лет);
- кризис 17 лет.

Факторы
1. Биологический фактор включает прежде всего наследственность: наследуются темперамент и задатки способностей. Биологический фактор включает в себя особенности протекания внутриутробного развития и сам процесс рождения.
2. Средовой фактор влияет на психическое развитие опосредованно. Выделяют природную среду и среду социальную.
3. Активность - третий фактор психического развития.

В. Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов (пересечения биологического и социального фактора) в развитии.

Л.С. Выготский подчёркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.

В развитии ребёнка выделяются «сензитивные » - периоды наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям. Например, сензитивиый период для развития речи -от года до 3 лет.

Л. С. Выготским выдвинут тезис о ведущей роли обучения в психическом развитии. Чтобы обучение было развивающим, оно должно опираться на зону ближайшего развития ребёнка («расстояние» между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития).

Л. С.Выготский определил четыре закономерности детского развития:
1) цикличность;
2) неравномерность;
3) «метаморфозы»;
4) сочетание процессов эволюции и инволюции.

А. Н. , А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. , Л.И. Божович (1930) показали, что в основе развития лежит практическая деятельность субъекта. Введение понятия «деятельность» акцентирует активность субъекта развития.

Д. Б. Эльконин указал путь развития - организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту.

Необходимым условием психического развития является общение ребёнка со взрослым (М.И. Лисина). Исследования показали, что общение со взрослым на каждом из возрастных этапов выполняет свои специфические функции.

Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды.

Л. С. Выготский различал три группы периодизаций:
Первая группа - построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Например, периодизация Р.Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения.
Вторая группа - используется внутренний критерий, например, развитие детской сексуальности () или появление и смена зубов (П.П. Блонский).
Третья группа - периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Развёрнутая периодизация психического развития ребёнка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным (1904-1984) и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).

Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущая деятельность;
3) основные новообразования.

Д. Б. Эльконин использовал понятие ведущая , разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. Ведущая деятельность - это главная деятельность по её значению для психического развития:
- внутри неё возникают другие, новые виды деятельности (в игровой - элементы учебной);
- в ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы;
- от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период изменения личности ребёнка.

Выдвинул идею о чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.

Периодизация по Д.Б. Эльконину
- кризис новорожденности;
- младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым;
- кризис 1 год;
- ранний возраст (1-3 года) - предметно-орудийная деятельность;
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3-7) - ролевая игра;
- кризис 7 лет;
- младший школьный возраст (8-12) - ;
- кризис 11-12 лет;
- подростковый возраст (11-15) - интимно-личностное со сверстниками;
- кризис 15 лет;

В зависимости от содержания выделяют кризисы (3 и 11лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).

Периодизация развития личности по З. Фрейду
Личность по З. Фрейду проходит в своём развитии несколько психосексуальных стадий:
1. Оральная стадия (от рождения до 1 года) В этот период центром чувственной стимуляции и наслаждения для ребёнка является рот.
2. Анальная стадия (1-1,5 до 3 лет). Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника.
3. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Чувственные наслаждения ребёнка сосредоточены на гениталиях (комплекс Эдипа и Элекгры).
4. Латентная стадия (до 12 лет) период временного прерывания сексуального развития ребёнка
5. Гепитальпая стадия (с 12 лет) обусловлена биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие.

Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития психики дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Например, привязанность либидо к оральной зоне у взрослого даёт о себе знать остаточным оральным поведением - курением, жеванием резинки, алкоголизмом и т.п.

Периодизация развития личности по Э. Эриксону
По Эриксону особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растёт ребёнок.

На каждой стадии развития психики ребёнок приобретает определённое личностное новообразование, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. В каждом личностном качестве заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть и позитивным, и негативным.

Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу
Л. Колберг провёл эксперимент, в котором выявил моральные суждения и этические представления детей разного возраста.
1- й уровень - доморальный. На 1 стадии ребёнок ориентируется на наказание и ведёт себя хорошо, чтобы его избежать, на 2 стадии -ребёнок ориентируется на поощрение.
2- й уровень - конвенциональная мораль (соглашение). Стремится вести себя исходя из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений. Одобрение других - характерно для 3 стадии, ориентация на авторитет - для 4 стадии.
3- й уровень - автономная мораль. Моральные нормы становятся собственным достоянием личности.

Все дошкольники и большинство семилетних детей находятся на доморальном уровне (70%). Доморальное сознание сохраняется в 10 лет-у 30% детей ив 13-16 лет у 10% детей. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на 2-ом уровне. Только 10 % подростков поднимаются до высшего уровня морального сознания. Индивидуальные различия здесь велики.

Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже
Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течение которых происходит становление основных интеллектуальных структур.


Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития.
Ребёнок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно превращается в активного члена общества, творчески изменяющего окружающий мир.
Психическое развитие ребёнка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов.
Сравнивая детей двух различных возрастов (например, дошкольника и школьника), мы замечаем, что между ними существует не только различие в количестве знаний. Они мыслят и чувствуют по-разному.
Так, мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет ещё чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того, чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребёнка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.
В отличие от ребёнка дошкольного возраста, школьник способен уже к абстрактному мышлению. Он может понять что-либо сообщённое ему в обобщённой форме даже тогда, когда налицо нет соответствующего наглядного материала. Подобные же качественные изменения происходят в области развития воли и чувств детей. Чем же объясняется переход ребёнка с одной ступени психического развития на другую?
Физиологической основой изменения психики ребёнка является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности. С возрастом увеличивается масса головного мозга, совершенствуется его анатомическое строение. Если у новорождённого вес мозга составляет, в среднем, 380 г, то в семилетнем возрасте он достигает 1350 г. Вместе с увеличением массы мозга и совершенствованием его строения происходит развитие высшей нервной деятельности.
Запас безусловных рефлексов, с которыми рождается ребёнок, очень ограничен, что делает новорождённого беспомощным существом, неспособным к сколько-нибудь самостоятельной деятельности. Человеческое дитя должно всему учиться - учиться сидеть, стоять, ходить, действовать руками, говорить и т. д. В нервной деятельности ребёнка очень рано важнейшую роль приобретает работа больших полушарий головного мозга, заключающаяся в образовании временных, условно-рефлекторных связей. Первые условные рефлексы начинают возникать у ребёнка в середине первого месяца жизни. Постепенно, по мере развития ребёнка, под влиянием воспитания условно-рефлекторная деятельность ребёнка становится более сложной. Условные рефлексы начинают возникать не только в непосредственной связи с безусловными, но и на основе ранее сформированных условных рефлексов.
Существенную роль в развитии детей играет подражание. Новые временные связи формируются не только в результате личного практического опыта ребёнка, но и путём подражания словам и действиям окружающих людей.
С возрастом увеличивается влияние больших полушарий на низшие отделы нервной системы. Если на ранних ступенях развития действия ребёнка под непосредственным влиянием работы подкорковых центров имеют несдержанный, импульсивный характер, то позднее, у старших детей, они становятся более организованными, подчиняясь контролю больших полушарий.
Важнейшее значение в развитии ребёнка имеет овладение словарным фондом и грамматическим строем родного языка. Под влиянием речи окружающих людей у ребёнка формируется вторая сигнальная система, что приводит к изменению всей высшей нервной деятельности. С возрастом повышается роль слова в познавательных и волевых процессах детей. Если младенец приобретает знания и умения, главным образом, под влиянием непосредственного восприятия окружающих предметов и действий, с ними совершаемых, то дошкольника уже многому можно научить, многое можно заставлять делать под влиянием словесного описания, под влиянием словесной инструкции.
Вместе с тем ребёнок, научаясь обозначать словами не только отдельные предметы, но и сложные события, с ним происходящие, переходит к более обобщённым формам мышления, отвлекается от второстепенных свойств вещей, выделяет в них более важные, существенные. Таким образом, с формированием второй сигнальной системы у ребёнка появляются новые, более сложные психические процессы.
Образование условных рефлексов зависит от подкрепления одних реакций ребёнка и неподкрепления других. Подкрепление ведёт к закреплению, фиксации временной связи, в то время как неподкрепление ведёт к её торможению, угашению. Подкрепления, способствующие образованию временных связей, изменяются с развитием ребёнка. Если в первые месяцы жизни важнейшую роль в образовании условных рефлексов играет пищевое и защитное (при охлаждении, ярком свете, болевых ощущениях) подкрепление, то в дальнейшем всё большее значение приобретает подкрепление ориентировочное (всякого рода новые раздражители вызывают ориентировочную реакцию ребёнка: внимательное рассматривание, ощупывание нового объекта, прислушивание к новым звукам и т. д.).
Вместе с тем уже на третьем месяце жизни образование новых временных связей начинает подкрепляться эмоциональными реакциями, вызванными общением ребёнка с окружающими людьми. Уже к концу первого года это общение приобретает речевой характер. По мере того как ребёнок овладевает родным языком, всё большую роль в образовании временных связей играет речевое подкрепление. Выраженные в речи требования окружающих людей, их одобрение и порицание закрепляют одни реакции ребёнка и тормозят, угашают другие. Таким образом, под влиянием окружающих условий изменяется высшая нервная деятельность, происходит развитие психики ребёнка.
Психическое развитие ребёнка определяется условиями жизни и воспитанием. Под условиями жизни следует понимать всю совокупность обстоятельств, в которых живёт ребёнок, и прежде всего те общественные условия, в которых он развивается.
В капиталистических странах, где детей трудящихся лишают детства, подвергая с малых лет жестокой эксплуатации, их психическое развитие проходит существенно иначе, чем в стране социалистической, где всячески оберегают права ребёнка, создавая необходимые условия для его всестороннего развития. Говоря об условиях развития ребёнка, необходимо учитывать не только общие особенности существующего общественного строя. Важное значение имеют окружающие ребёнка - его родители, воспитатели и сверстники, те отношения, которые складываются между ними.
Характерные черты жизни советского общества: социалистическое отношение к труду, братская взаимопомощь между советскими людьми, безграничная преданность интересам своей страны - в той или иной степени проявляются в жизни близких ребёнку людей, в жизни его семьи, детского сада, школьного коллектива, что оказывает глубокое влияние на развитие детской психики. Отражение окружающих условий в мозгу ребёнка происходит в процессе его активного приспособления к этим условиям, в процессе его деятельности. Ребёнок является не пассивным созерцателем окружающей жизни, а выполняет в ней активную роль, принимает в ней посильное участие. Активное, деятельное отношение детей к окружающему помогает им яснее его осознать, глубже его пережить. Положительное влияние благоприятных внешних условий на психическое развитие происходит лишь при соответствующей организации жизни и деятельности ребёнка.
Бывает так, что в хороших условиях, у родителей, уделяющих много времени и забот своим детям, ребёнок обнаруживает плохие успехи в ученье, грубит старшим, страдает неряшливостью и ленью. На первый взгляд такие случаи представляются странными. Однако более внимательное их рассмотрение показывает, что при наличии многих благоприятных условий жизнь ребёнка организована неправильно: его балуют, освобождают от выполнения каких бы то ни было обязанностей, не приучают считаться с окружающими людьми, а в результате из ребёнка вырабатывается отрицательный тип эгоиста и лентяя.
Условия жизни ребёнка, характер его деятельности складываются не сами собой, не стихийно, они организуются и создаются путём обучения и воспитания. Ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет воспитание. Родители и воспитатели, передавая ребёнку определённые знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности.
В процессе воспитания необходимо учитывать некоторые врождённые свойства детского организма, в особенности тип нервной системы, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребёнка. Что касается способностей, то они не являются врождёнными.
Для того чтобы сформировались способности к определённой деятельности, необходимы благоприятные условия жизни и соответствующее воспитание. Решающая роль условий жизни и воспитания в развитии способностей особенно ярко обнаруживается в тех случаях, когда люди, обладающие известными органическими недостатками, путём систематических упражнений и упорной работы над собой достигали выдающихся успехов в той или иной области человеческой деятельности.
Так, люди, косноязычные от рождения, делались великими ораторами, хилые и слабые - известными спортсменами, а лишённые абсолютного слуха - знаменитыми музыкантами.
Глубоко неправильными являются взгляды буржуазных лжеучёных - педологов, утверждающих, что наследственные задатки человека якобы неукоснительно, роковым образом, предопределяют ход его психического развития.
Стремясь оправдать преступления буржуазии, безжалостно эксплуатирующей в капиталистических странах детей трудящихся, лишающей их необходимых материальных условий жизни и образования, лжеучёные - педологи клеветнически приписывают этим детям низкий уровень наследственных задатков, якобы не позволяющий им достигнуть той высокой ступени психического развития, до которого подымаются представители эксплуататорских классов.
Центральный Комитет ВКП(б) в своём историческом постановлении от 4 июля 1936 года сурово осудил педологию, разоблачил лженаучность педологических теорий и вредный, антинародный характер педологической практики.
Невиданный расцвет дарований, необычайное развитие способностей в нашей стране, где люди освобождены от капиталистического рабства, где партия и правительство неустанно заботятся о материальном благосостоянии и культурных нуждах народа, где подрастающее поколение воспитывается в духе коммунизма, наглядно показывают нам решающую роль условий жизни и воспитания в психическом развитии человека.
Опыт воспитательной работы и специальные исследования позволили выделить в ходе психического развития детей следующие качественно отличающиеся друг от друга периоды или ступени: младенчество (от рождения до 1 года), преддошкольное детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет), младшее школьное детство (от 7 до 10 лет), среднее школьное детство, или подростковый возраст (от 11 до 14 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (от 14 до 17 лет).
Изучение психических особенностей детей различных возрастов имеет важное значение для воспитателя. Глубокое изучение психических особенностей детей различных возрастов даёт возможность педагогу успешно реализовать программу учебно-воспитательной работы.
Перейдём к психологической характеристике детей, находящихся на различных ступенях развития.

Младенчество и преддошкольный возраст

В течение первых трёх лет жизни ребёнок делает огромные успехи в своём физическом и психическом развитии. От рождения он уже обладает рядом безусловных рефлексов, среди которых необходимо в первую очередь отметить пищевой и хватательный. На этой безусловно-рефлекторной основе в середине первого месяца начинают образовываться временные условно-рефлекторные связи. Всякого рода внешние раздражители, которые так или иначе оказываются связанными с актом кормления (различные запахи, цвета, звуки, прикосновения и т. п.), начинают также вызывать положительную пищевую реакцию.
Например, если обычно перед кормлением ребёнка берут на руки, то впоследствии достаточно сделать это движение, чтобы голодный плачущий младенец успокоился, открыл ротик и начал губами искать грудь матери. Таким образом, уже в первые месяцы жизни младенец начинает приспосабливаться к окружающим условиям и вместе с тем анализировать внешние и внутренние раздражители. У него развиваются ощущения окружающей действительности.
Постепенно среди многообразных явлений окружающего мира ребёнок начинает выделять одно, имеющее для него чрезвычайно важное значение. В его жизни появление всяких положительных воздействий и устранение отрицательных так или иначе связано с действиями заботящегося о нём человека - обычно матери.
Поэтому очень рано, примерно на третьем месяце жизни, вид и голос человека начинают вызывать у ребёнка условную положительную реакцию, которая раньше появлялась лишь при непосредственном удовлетворении какой-либо органической потребности (в пище, в тепле, в изменении неудобного положения и т. д.). Эта положительная реакция выражается в улыбке, в негромких «радостных» звуках, во всплескивании ручками. Её обычно называют реакцией «оживления».
Появление этой реакции «оживления» имеет огромное значение для всего последующего психического развития ребёнка. У него устанавливается эмоциональный контакт с окружающими людьми, появляется внимание к их голосу и действиям, что расширяет детский опыт, создаёт предпосылки для развития речи.
Важную роль в образовании новых временных связей у младенца играют ориентировочно-исследовательские рефлексы. Изменение окружающей обстановки, появление новых необычных предметов привлекает к себе внимание ребёнка, останавливает на себе его взор, вызывает ощупывающие движения и т. д. Например, если над кроваткой младенца повесить блестящую погремушку, он начинает внимательно смотреть на неё, тянуться к ней ручками. Иногда случайно он наталкивается на неё пальцами или ладонью. При этом, в силу имеющегося от рождения безусловного хватательного рефлекса, ладонь младенца захлопывается, происходит захватывание предмета. Здесь открываются новые возможности для дальнейшего развития его действий и познания окружающего мира.
Благодаря совместной работе глаза и руки в акте хватания у ребёнка начинают образовываться сложные временные связи между зрительными, осязательными и двигательными раздражителями, развивается восприятие местоположения, величины, формы окружающих предметов.
Знакомство младенца с окружающими людьми и вещами неразрывно связано с овладением первыми словами родного языка.
Появление тех или иных людей или вещей взрослый сопровождает их называнием, и у ребёнка постепенно образуется связь между словом и обозначаемым им предметом или человеком. К концу первого года ребёнок узнаёт близких ему людей, знает ряд окружающих предметов и понимает некоторые слова, их обозначающие. Вместе с тем он владеет рядом движений, хорошо захватывает вещи и манипулирует ими, самостоятельно становится на ноги и делает первые попытки ходить.
В последующий преддошкольный период (от одного года до трёх лет) происходит дальнейшее развитие психики ребёнка. Научившись ходить и оперировать предметами, преддошкольник чрезвычайно расширяет поле своей деятельности.
Продолжая под руководством взрослого знакомиться с окружающим, ребёнок постепенно узнаёт не только некоторые физические свойства вещей, но и способы их употребления. Постелька - чтобы спать, стул - чтобы сидеть, ложка - чтобы ею есть.
Таким образом, у детей создаются не только многие полезные навыки обращения с предметами домашнего обихода, но и некоторое понимание их значения. На этой основе возникают первые подражательные игры, очень ещё примитивные по сравнению с играми дошкольника, но уже воспроизводящие окружающую ребёнка действительность.
Так, двухлетний ребёнок, играя, «кормит» ложкой куклу и мишку, укладывает их спать, надевает на них платье и т. д. Новые временные связи возникают у преддошкольника не только в результате собственного практического опыта, но и в процессе общения с окружающими, а также путём подражания их действиям.
Расширение предметного опыта ребёнка неразрывно связано с развитием детской речи. На протяжении преддошкольного возраста быстро увеличивается словарь ребёнка. К концу второго года возникают первые попытки составить предложение из нескольких слов, сообразуясь с грамматическим строем родного языка.
Вместе с развитием речи идёт формирование детского мышления. Называя сходные предметы одним и тем же словом (например, стул или чашка), ребёнок обобщает эти предметы и образует первые понятия.
Вначале такие попытки обобщения часто бывают очень несовершенны. Так, один полуторагодовалый ребёнок называл словом «яблоко» не только яблоко, но все круглые предметы - мячи, клубок ниток и т. п. Другой ребёнок называл словом «денежки» не только металлические монеты, но и все другие мелкие металлические и блестящие вещи.
Однако как ни несовершенны эти первые детские обобщения, они являются первым шагом в развитии мышления ребёнка.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребёнка.
Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей.
Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер, чем у преддошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем.
Положительные условные рефлексы образуются у дошкольников очень легко и быстро, часто в результате двух-трёх подкреплений. При этом возможно образование вторичных и третичных условных рефлексов, которые формируются на основе временных связей, сложившихся ранее.
Что касается условного торможения, то выработка его у дошкольников представляет известные трудности. Однако в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Дети научаются воздерживаться от поступков, которые запрещаются взрослыми или не соответствуют требованиям детского коллектива. В дошкольной возрасте возрастает роль коры больших полушарий в регуляции подкорковых центров, что делает поведение ребёнка более организованным, а его эмоции более сложными и разнообразными.
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова, второй сигнальной системы, в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.
Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний. Вторая сигнальная система у ребёнка развивается в тесном взаимодействии с первой. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.
Накопленный в преддошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности в психическом развитии дошкольника.
Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий.
Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.
Учебные занятия оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.
Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада.
Выполняя совместно с другими детьми под руководством родителей и воспитателей простейшие трудовые задания, ребёнок обогащает свои знания об окружающем, приобретает полезные практические навыки, приучается действовать сообща, сообразуясь с интересами коллектива. Таким образом формируются ценные нравственные качества - трудолюбив, товарищеская взаимопомощь, стремление работать ради общей пользы, что имеет очень важное значение для всего последующего развития ребёнка, для дальнейшего обучения его в школе, а также для его будущей трудовой деятельности.
На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенно изменяются. Младшие дошкольники ещё во многом похожи на детей пред-дошкольного возраста. Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному повторению одних и тех же действий. У младших дошкольников ещё недостаточно развито умение играть и действовать сообща. Выполнение заданий взрослого, выраженных в словесной форме, представляет для малышей значительные трудности.
Словарный запас младшего дошкольника ещё ограничен. Высказывания его часто носят характер отрывочных предложений, касающихся отдельных сторон наблюдаемых явлений. Малыши ещё не умеют построить связный рассказ о каком-либо предмете или явлении. Иногда наблюдается неправильное произношение некоторых звуков речи (например, ребёнок произносит «Шула» вместо «Шура», «Саса» вместо «Саша» и т. д.).
Будучи очень впечатлительны, младшие дошкольники ещё не умеют систематически наблюдать окружающее. Часто они замечают в предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опуская менее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит ещё очень конкретный, образный характер. Дети легко улавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, не умея ещё обнаружить их скрытые существенные особенности. Воображение ещё слабо развито. Действия детей в большинстве случаев носят непреднамеренный, непроизвольный характер. Чувства, несмотря на большую их живость, мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.
Эти психологические особенности младшего дошкольника не являются чем-то неизменным. Воспитатель, знакомя детей младшей группы детского сада с окружающим, организуя их игры и занятия, формируя дружный детский коллектив, приучая каждого ребёнка подчиняться в своих действиях определённым требованиям, определённым правилам поведения, сообщает им новые знания и умения, развивает у них новые психические качества.
Деятельность детей становится более организованной и содержательной. Развиваются коллективные сюжетные игры. Дети постепенно привыкают играть и заниматься сообща, не ссорясь, согласовывая друг с другом свои действия. Речевое общение приобретает более развёрнутый и разнообразный характер. Малыши приучаются мало-помалу - внимательно слушать воспитателя, выполнять даваемые им задания и поручения.
В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об окружающем расширяется. Серьёзнее и разнообразнее становится детская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение приобретают занятия учебного типа.
В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики дошкольника. Он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные, более существенные особенности предметов.
Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок постепенно приучается выполнять свои маленькие обязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской деятельности.
Вместе с развитием творческой игры всё большее значение в жизни ребёнка приобретают другие виды деятельности, не игрового типа. Усложняется трудовая деятельность. Занятия всё более принимают характер организованной учебной деятельности.
Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него формируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы, но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного, логически правильного рассуждения.
Вместе с тем отмечаются дальнейшие успехи в развитии воли у детей. Старший дошкольник уже во многих случаях обнаруживает умение контролировать свои действия, подчинять их более отдалённым целям. Развитие ума и воли тесно связано с усложнением детских чувств и интересов. В отличие от младшего дошкольника, старший дошкольник более сдержан в своих переживаниях, но чувства его более глубоки и содержательны. У него формируются высшие нравственные, познавательные и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувство дружбы и товарищества. Крепнет и развивается любовь к своей родине и вождям советского народа.
Все эти глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.
Всесторонне воспитывая дошкольника, расширяя у ребёнка запас представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезной деятельности,- педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы.

Школьный возраст

Поступление в школу - важнейшее событие в жизни ребёнка, в развитии психики.
Дети учатся и до школы. Учится младенец, и учится преддошкольник. Однако в младших возрастах ученье не выделяется ещё в самостоятельную деятельность. Удовлетворяя свои потребности, общаясь с окружающими людьми, действуя с предметами, ребёнок усваивает под руководством взрослого те или иные знания, те или иные умения. Более сложный характер приобретает процесс ученья у дошкольника. Здесь наряду с усвоением нового материала в процессе игры и практической деятельности перед ребёнком начинают ставить учебные задачи, как это имеет место в дидактических играх, в занятиях.
Однако и здесь ученье ещё не стало основной обязанностью ребёнка, основным содержанием его жизни. Положение меняется при переходе к школьному возрасту, где ученье становится основной деятельностью ребёнка.
Выполнение школьником своих обязанностей, успешное усвоение учебных предметов - это не только его личное дело, но и дело общественно важное, за которым следит вся страна. Об этом говорят, пишут в газетах, сообщают по радио. Вместе с тем те знания, которыми школьник должен овладеть, являются значительно более сложными и обширными, чем те, которые усваивает ребёнок дошкольного возраста. Если дошкольник приобретает в основном конкретные представления об окружающих предметах и явлениях, то школьник должен изучить основы наук, овладеть определённой системой научных понятий.
Учебная работа, новые требования, которые предъявляет школа к ребёнку, приводят к дальнейшему изменению его высшей нервной деятельности, к развитию его психики.
В образовании новых временных связей у школьника значительно большую роль, чем в дошкольном возрасте, играет слово - вторая сигнальная система.
В отличие от дошкольника, школьник черпает свои знания в первую очередь из словесных объяснений учителя и путём чтения учебников и другой литературы. Наглядные пособия и иллюстрации играют на этом этапе развития хотя и важную, но вспомогательную роль. В процессе школьного обучения развивается мышление ребёнка; оно приобретает более отвлечённый и вместе с тем обобщённый характер.
Восприятие становится более организованным и целенаправленным. Развивается преднамеренное, логическое запоминание. Происходит и дальнейшее развитие воли. Если у дошкольника мы можем наблюдать лишь отдельные волевые действия, то здесь вся деятельность подчиняется определённому плану, приобретает преднамеренный характер. Школьник учится в классе, выполняет домашние задания, готовится к экзаменам, сознавая свою ответственность перед школой, учителем, семьёй, классным коллективом за добросовестное выполнение учебных заданий, за успешную подготовку к будущей трудовой деятельности.
Систематическая учебная работа, многообразные отношения, в которые вступает ребёнок с членами школьного коллектива, участие в общественной жизни влияют не только на развитие отдельных психических процессов, но и на формирование личности школьника в целом.
Постепенно у него вырабатывается правильное материалистическое мировоззрение, система взглядов на основные явления природы и общественной жизни. Складывается характер, формируется нравственный облик личности, умение руководствоваться в своей деятельности высокими принципами коммунистической морали.
Расширяется круг детских интересов, охватывая разнообразные области науки, производства, литературы и искусства. Сложнее и разнообразнее становятся эмоциональные переживания...

А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Развитие психики ребенка - сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов - наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, она протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.

В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности человека. Созревание отдельных психических функций происходит последовательно и поэтапно: первый этап - развитие основных двигательных функций - происходит от момента рождения до 1 года; второй этап это развитие сложных двигательных функций - от 1 года до 3 лет; третий - созревание эмоциональной сферы - от 3 до 12 лет; четвертый - созревание мыслительной деятельности - после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психической функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Формирование нового психического качества, новой функции всегда начинается на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на котором та или иная система созревает. В связи с этим выделение последовательных стадий психического созревания всегда является в известной мере условным.

На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакция ребенка в первые дни его жизни - преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители - холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3 месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции - удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования и представления о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности (малышу становится доступным обращение с различными предметами). .

Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жизни. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.).


Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают как ответ на воздействие раздражителей), то уже начиная со 2-3-го месяца жизни некоторые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер. Так, приближение матери, появление знакомой бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию, первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния может наблюдаться уже на 2-м месяцу жизни. К 6-7 месяцу малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9-10 он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, которым он реагирует на новое, необычное явление, что свидетельствует о начале познавательного отношения ребенка к окружающему, о развитии памяти.

Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии.

Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций - познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Итак, для развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Наблюдается развитие воли - стремление получить желаемое, появляется настойчивость, в том числе в играх. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. Упрямство означает противопоставление своих желаний и отстаивание их. Все это стало возможным потому, что ребенок начал осознавать себя, свое Я - личность.

На 2-3 году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется в этом возрасте любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом.

На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее малодифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности - формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции - чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества.

Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы происходит дальнейшее развитие других психических функций - восприятий и ощущений, памяти и внимания, двигательной сферы и волевых функции. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения. .

Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление. Именно в этом периоде происходит окончательное формирование высших человеческих эмоций - познавательных, эстетических, нравственных.

Развитие психики ребенка происходит неравномерно, иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Однако любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологическом и психическом развитии ребенка выделяются три критических периода: 3 - 4 года, 7 - 8 лет и 12- 14 лет. Бурно протекающее физическое и психическое развитие в указанные критические периоды часто вызывает резкое напряжение в деятельности почти всех функциональных систем организма, что создает повышенную опасность заболевания, также нервно-психическими болезнями (неврозами, психозами). Наиболее настораживает в этом отношении третий - называется пубертатный (критический период, который характеризуется половым созреванием подростков)

Представленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и условными. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен, который называется акцелерацией - ускорение роста и развития современных детей и подростков. Все это может способствовать развитию тех или иных нарушений поведения у детей, а при отсутствии необходимых условий воспитания и обучения явиться предпосылкой неправильного формирования личности ребенка.

В каждой стадии, которую проживает ребенок, действуют одинаковые механизмы. Принцип классификации – смена ведущих видов деятельности таких как:

1) ориентация ребенка на основные смыслы человеческих отношений (происходит интерио-ризация мотивов и задач);

2) усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных.

Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Развитие можно описать в двух координатах:

1) ребенок – «общественный взрослый»;

2) ребенок – «общественный предмет».

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:

1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью);

5) младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, охватывает обучение в начальной школе

(в этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности);

6) подростковый возраст – от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности). Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы.

Если взять процесс развития ребенка в общем, то можно выделить три основных этапа:

1) дошкольное детство (это достаточно большой период, охватывающий жизнь ребенка от момента рождения до 7 лет);

2) младший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента его поступления в школу и до окончания начальных классов, т. е. интервал от 7 до 11 лет);

3) средний и старший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента перехода его в средние классы школы до момента ее окончания, т. е. от 11 до 17 лет).

Этап детского развития и его состав

Если рассматривать детское развитие как этап становления личности, то можно разделить его на несколько периодов. Периоды детства:

1) кризис новорожденности;

2) младенчество (первый год жизни ребенка);

3) кризис 1-го года жизни ребенка;

4) кризис детства;

5) кризис 3 лет;

6) дошкольное детство;

7) кризис 7 лет;

8) младший школьный возраст;

9) кризис 11–12 лет;

10) подростковое детство.

Все периоды были выделены с помощью предъявляемых к ним требованиям. Каждый из них должен в себя включать новую социальную ситуацию развития, в которой оказывается ребенок, формирование нового ведущего вида деятельности, новообразования в психике ребенка.

Кризис новорожденности. Здесь исследуется физическое и психическое состояние новорожденного в первые часы его жизни, их особенности.

Младенчество. Возрастная психология в этот период занимается исследованием врожденных форм психики и поведения, двигательной активности младенца, особенностей его психических функций.

Кризис 1-го года жизни. Изучаются: новый вид деятельности ребенка, его новая социальная ситуация, появление новых средств общения, разрыв психологического единства матери и ребенка, новые методы и задачи воспитания.

Кризис детства. На данном этапе исследуются особенности психических и физиологических процессов, новообразования этого возраста и появление противоречий, речевое развитие и развитие умственных способностей, их особенности.

Кризис 3 лет. Изучаются новообразования, социальная ситуация развития, возрастные симптомы.

Дошкольное детство. Исследуются познавательные процессы, ведущие виды деятельности этого возраста, особенности психических функций, а также психологическая готовность ребенка к обучению в школе и развитие личности.

Кризис 7 лет. Изучают социальную ситуацию развития, формирование самооценки и самосознания.

Младший школьный возраст. Изучаются психологические особенности на начальном этапе обучения, познавательное развитие младших школьников, умственное развитие, основные виды деятельности, становление личности.

Кризис 11–12 лет. Изучаются социальная ситуация развития, новообразование личности, ведущий вид деятельности.

Подростковое детство. Исследуются развитие познавательных процессов, развитие психики, мышление, развитие специальных способностей, личность ребенка и межличностные отношения.