Если ребенок не видит. Проблема с почерком. Что делать? Советы родителям. консультация на тему. Для развития осязания

Когда взрослый не может разглядеть номер приближающегося автобуса или без очков не видит сообщение на телефоне, сразу все ясно: пора к врачу. А как понять, что ваш малыш плохо видит? Ведь он еще сам не может об этом сказать!

Под контролем!

Первый год жизни - пора интенсивного развития зрительной системы ребенка, формирования основных ее функций. Как понять, что у ребенка есть проблемы? Что норма, а что нет?

Есть ряд признаков, по которым родители могут определить, нормально ли развивается зрение малыша.

  • Допускается небольшое косоглазие в возрасте до месяца. Многих родителей это настораживает, но беспокоиться не стоит: позже положение глазных яблок приходит в норму. Если нет - нужно к врачу.
  • Ребенок начинает фиксировать взгляд в районе трех недель. Если фиксации к этому времени не происходит, это может быть тревожным симптомом. Если вы заметили, что глаза ребенка совершают непроизвольные колебательные движения, “плавают”, наблюдаются подергивания, возможно, это признаки нистагма - глазодвигательного нарушения, сопровождающегося расстройством зрительной функции.
  • Обратить внимание нужно и на форму и цвет зрачков. Форма одного зрачка в норме не отличается от другого. На радужке не должно быть помутнений, она не должна менять цвет.
  • Наличие птоза - опущения верхнего века - можно заметить без специальных приборов. При обнаружении птоза необходим осмотр не только окулиста, но и невролога.
  • Обратите внимание на слезотечение. Это может быть симптомом дакриоцистита - воспаления слезного мешка глаза, которое вызывается сужением или закупоркой слезно-носового канала и требует специального лечения.

На приеме

Обследование зрения у малышей - задача непростая, ведь они еще не могут долго фиксировать взгляд, крутят головой, редко сидят спокойно на месте. Однако современные специализированные клиники оснащены диагностическими приборами, позволяющими снять все необходимые параметры бесконтактно и очень быстро. Приборы сами “следят” за движением глаз. Измерение необходимых параметров занимает лишь несколько секунд, ребенок не испытывает никаких неприятных ощущений. Например, измерение рефракции (преломляющей силы оптики глаза) похоже на игру: камера издает звук, привлекая внимание ребенка к экрану, на котором появляется улыбающееся личико.

Очень часто дети – ученики начальных классов не видят ошибок в своих письменных работах. Кажется, и правило знает, и у другого в тетрадке ошибку заметит, а в своей – ну никак! В чем тут дело?
Наиболее распространенной причиной этого недостатка учебной деятельности детей является несформированность операций внимания и самоконтроля. Можно ли помочь таким детям?
Безусловно, таким детям нужно помочь. И делать это следует как можно раньше, чтобы дефект внимания и самоконтроля не повлиял на качество учебной деятельности ребенка. К сожалению, школьные учителя практически не уделяют внимания этому вопросу, просто ставят и ставят ребенку плохие отметки.
Помочь ребенку могут его родители. Для этого существуют специально разработанные техники формирования операций оценки и самоконтроля, которые используются школьными психологами для проведения коррекционной работы с детьми, страдающими от недостаточного развития этих функций. Эти техники довольно простые, но эффективные, причем, проведенные в игровой форме, они приносят детям не только пользу, но и доставляют положительные эмоции.
Вот один из таких простейших, доступных любому взрослому, приемов формирования операций самоконтроля у невнимательных детей. Единственное условие – чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, обладал определенными знаниями по соответствующему материалу, был в курсе того, что ребенок изучает по школьной программе, и не требовал от ребенка того, что тот еще "не проходил".
Взрослый и ребенок играют "в школу", причем, взрослый становится "учеником", а ребенок – "учителем". Если работа проводится на материале русского языка, то взрослый пишет небольшой текст и специально делает в нем множество грубых ошибок. Если используется математический материал, то взрослый допускает ошибки в примерах и задачах (примерно в трети из написанных). А ребенок, играющий роль учителя, берет в руки ручку с красной пастой и проверяет работу взрослого – "ученика". Проверив работу, исправив ошибки, он ставит отметку.
Важно избегать разочарования и критики ребенка – "учителя". Надо принимать спокойно то, что, скорее всего, первоначально невнимательный ребенок с трудом будет замечать ошибки, допущенные взрослым.
Такие занятия нужно проводить до тех пор, пока ребенок не научится находить больше половины ошибок.
А потом можно перестроить игру, изменив правила. Теперь уже ребенку предлагается роль нерадивого ученика: он должен сделать как можно больше ошибок в каком-то тексте. После того, как ребенок справился с работой, он "сдает работу на проверку инспектору из Министерства". Как правило, проверка проводится на другой день или даже через день. Ребенок теперь уже играет роль инспектора, он сам проверяет работу и исправляет в ней ошибки.
Только после того, как ребенок усвоит приемы самопроверки и самоконтроля, ему доверяется проверка его же домашних заданий.

Ведущая проекта
Нина Александрова

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать "жалобы" от своих знакомых: дескать, "так хотели девочку, а родился мальчик"? Но с таким "разочарованием", как правило, быстро свыкаются и малышом своим гордятся - какой умненький, милый, красивенький. Все свои лучшие надежды мы связываем с ребенком. Лишь бы был здоров!

А если нет? Если ребенок с рождения инвалид, то привыкнуть к этому родителям невозможно. Сколько семей застало врасплох это известие! Чувство собственной вины, слезы, паника - это первая реакция на то, что ваш малыш не такой, как другие. Но ведь это ВАШ малыш! Ведь вы его любите, и у этой любви существует надежный союзник - знания. О том, как растить малыша, если он не такой, как другие, мы беседуем с детскими психологами НИИ педиатрии НЦЗД РАМН Ольгой Борисовной ПОЛОВИНКИНОЙ и Светланой Борисовной ЛАЗУРЕНКО.

КОГДА молодые мамы узнают о врожденных заболеваниях малыша, это звучит для них как приговор. Чувство собственной вины ("ведь это же я виновата, что он нездоров"), обида на весь мир ("ну за что мне такое наказание"), безысходности ("ничего теперь не исправить...") - такие мысли способны привести к сильнейшей депрессии даже самую сильную женщину.

Вторая беременность Марины протекала нормально. Врач, регулярно наблюдавший ее, не находил никаких отклонений. Роды прошли успешно, на свет появился долгожданный малыш. И все, казалось, было замечательно, пока у маленького Алеши не обнаружили серьезные проблемы со зрением - мальчик реагировал лишь на яркие вспышки света. Марина плакала практически постоянно - крохотный человечек, который за несколько месяцев стал таким родным, почти слепой...

Стоп, стоп! Слезами, причитаниями и паникой в этом случае никому не поможешь - ни себе, ни ребенку. Жизнь продолжается, и давайте вместе противостоять стечению обстоятельств, удару судьбы и неутешительным прогнозам врачей.

Вернемся к самому началу. Вынашивая своего ребенка, женщина общается с ним, обещает любить, заботиться, строит планы на будущее. Почему же, узнав о том, что ребенок болен, многие мамы забывают об этих своих обещаниях? Почему для нас так важен некий "знак качества"?

Никто не спорит, больной ребенок - это испытание. Но жизнь, как известно, состоит не только из радостей, нужно уметь принимать от жизни все: и радости и беды - ведь так? Вот ваш малыш, он уже родился, он уже у вас есть, если хотите - это дитя послано вам свыше. Младенец еще не знает, что он не такой, как все, что он не угодил кому-то (неужели вам - маме?). Самое главное - он-то вас уже любит, уже улыбается вам! И эта ваша взаимная любовь способна на многое. Вы должны искренне в это поверить!

С первых дней, первых минут жизни младенец познает мир. Ребенок видит изображение, слышит звуки, чувствует запахи, трогает предметы - так в его сознании формируется представление об окружающем мире.

Конечно, малышу намного труднее, если хотя бы один анализатор (например, слух) неполноценный. Сколько информации недополучит ребенок, если он не видит или не слышит. Потерять зрение или слух в зрелом возрасте не так опасно, как прийти в этот мир без них. Ведь все, что мы видим и слышим, - это информация, которую воспринимает мозг. Если сигналы не поступают, определенные участки мозга остаются незадействованными, значит, возможны задержки развития (физического или интеллектуального). Неужели ребенок обречен на это? Ни в коем случае!

Он не может своими глазами увидеть - это факт. Но с вашей помощью - и только с вашей! - его руки, слух, обоняние могут заменить малышу зрение и восполнить недостаток информации о мире. Тогда он будет ориентироваться не хуже своих сверстников.

Дашенька родилась с патологией центральной нервной системы. У нее было существенно снижено зрение. Благодаря активной позиции родителей, которые просто не нашли возможным сидеть сложа руки и плакаться, а неукоснительно соблюдали рекомендации специалистов и вместе с ними - врачами и коррекционными педагогами - буквально вытягивали своего ребенка. Сегодня Даше два годика. Она практически не отстает в развитии от своих ровесников. Да, зрение у девочки снижено, но и этим остаточным зрением она умеет пользоваться, а во-вторых, это нормальный ребенок, который может так же играть, разговаривать, общаться и радоваться жизни, как и другие дети.

Не сдавайтесь, верьте в лучшее, несмотря ни на что. Для такой веры есть основания, поскольку речь идет о ребенке. Никто до сих пор не может сказать, что медицине известно все о человеке и его резервных возможностях, тем более когда речь идет о детях. И уж тем более когда даже с медицинской точки зрения не все еще потеряно и есть хоть какой-то шанс! Не сбрасывайте этот шанс со счета.

И в таких ситуациях особенно важно повышенное внимание к ребенку не только со стороны медиков, но и педагогов. Врачи могут с помощью лекарств остановить болезнь, если не полностью вернуть зрение, то хотя бы стабилизировать состояние. Иногда это максимум того, что может сделать медицина. Коррекционные педагоги еще и расширяют границы этого максимума - ребенка важно научить использовать свои потенциальные возможности наиболее полно.

Не упускайте ниточку!

ОЧЕНЬ часто мамы совершают огромную ошибку: зная, что ребенок почти ничего не различает визуально, они (сами того не осознавая) как бы "помогают" ребенку благополучно расстаться с этим последним шансом.

Раз малыш реагирует на свет (щурится, поворачивает голову в сторону света, к окну), значит, что-то он видит, значит, есть какая-то связующая ниточка! Так зацепитесь за нее и ни в коем случае не отпускайте!

Окружите ваше чадо всем ярким, необычным, пусть таких "цветных пятен" будет много во всей квартире. Раскрасьте мир вокруг малыша яркими красками, начиная с его комнаты и заканчивая собой, - пусть мамина кофточка будет ярко-зеленой, а губная помада - алой, а папе не грех вырядиться в синюю рубашку с оранжевым галстуком! Кстати, классический контраст черного и белого тоже может вызвать у малыша реакцию. Экспериментируйте!

Конечно, никто не гарантирует стопроцентного результата буквально на второй день. Но когда речь идет о вашем ребенке, нужно делать все, что зависит от вас, даже если на первый взгляд это кажется бесполезным.

Количество и качество

ЗАНЯТИЯМ с ребенком нужно отдавать максимум своего времени. А если его отбирает работа, бытовые хлопоты? Часто мамы не имеют возможности постоянно находиться с ребенком и поэтому, даже перепоручая малыша опытной няне или бабушке, испытывают чувство вины. На самом деле важно не то, сколько времени мама проведет с ребенком, а то, КАК она проведет это время. Ведь можно находиться с малышом 24 часа в сутки и не дать ему ровным счетом ничего.

Пусть реально вместе с ребенком вы можете провести лишь два часа в день! Тем важнее, чтобы эти два часа полностью были для него - это принесет пользу гораздо большую, чем день, потраченный впустую.

Это актуально абсолютно для всех детей: и больных и здоровых. Наверное, многим родителям знакома следующая ситуация. Уставшая и вымотанная на работе мама возвращается домой, и, несмотря на безграничное желание, сил заниматься с малышом нет. И вот, движимая чувством материнского долга, женщина вымучивает эти три часа, прежде чем уложить ребенка спать и наконец-то прилечь самой. Такие "жертвы" ни к чему. Куда лучше, вернувшись домой, из тех же трех часов один посвятить себе: принять ванну, выпить чаю, перекусить, отдохнуть, а уж потом оставшиеся два часа посвятить ребенку - с пользой и удовольствием для себя и ребенка.

Поиграем?

ИГРУШЕК сегодня продается море - и в магазинах, и на рынках. Какие выбрать, чтобы не только радовали глаз, но и для развития ребенка были полезны?

Для малыша с ослабленным зрением игрушки надо выбирать особенно пристально. Они должны быть прежде всего:

яркие,
контрастных цветов,
различные на ощупь,
звуковые, самых разнообразных звуковых диапазонов и способов извлечения этих звуков (погремушки, пищалки, свистульки, барабанчики),
световые (фонарики, мигалки).

Главное достоинство игрушек - разнообразие.

Бытует мнение, что специальные развивающие игрушки стоят дорого и мало кому доступны. Да, действительно, импортные развивающие игрушки да еще известных фирм влетят в копеечку. Но это отнюдь не значит, что без них - никуда.

Вполне достойной альтернативой могут стать самостоятельно изготовленные приспособления. Пригодятся любые подручные материалы - все, что гремит, шуршит, светится, мигает. Главное, привести их в "безопасную" форму.

Для развития слуха

обязательно должны быть звуковые игрушки. Речь идет не столько о мелодиях, сколько о разнообразии звуков. Слух должен получить как можно больше разноплановой информации. Пусть одна игрушка будет звенеть, вторая - пищать, третья - шелестеть.

Например, баночка с крупой звенит так, а миска с орехами - по-другому, а стучащие друг об друга ложки - совсем иные звуки. Само собой разумеется, что ребенка нельзя оставлять один на один с этими предметами, вы должны быть все время рядом!

Для развития осязания

давайте малышу "ощупывать" и даже пробовать на язык предметы разной формы и с разными поверхностями. Постарайтесь подобрать мягкие, пушистые, гибкие, твердые, гладкие, рельефные, теплые и холодные и т. д. Оглядитесь вокруг - у вас же полный дом "учебных пособий" и без всяких дополнительных затрат!

Для стимуляции зрения

игрушки и предметы необходимы самых разнообразных форм, размеров и цветов. Годится большой зеленый мячик, и красная бабочка, и желтая звездочка, светящаяся в темноте. Занимаясь с ребенком, используйте елочную мишуру, цветную бумагу, различные ткани с геометрическими рисунками.

Причем лучше всего, если с этими игрушками ребенок будет возиться на коврике, покрытом однотонной светлой тканью.

Для развития мелкой моторики

МЕЛКАЯ моторика - это точные движения пальцев рук под контролем зрения, что способствует развитию определенных отделов головного мозга человека. Эти упражнения необходимы для всех абсолютно детишек, не исключая и тех, у которых зрение или слух снижены. Более того, для них развитие мелкой моторики приобретает особое значение: чем точнее движения рук и пальчиков, тем полнее информация об окружающем мире.

Перебирать вместе со взрослым веревочки, ленточки разной толщины и структуры.

Застегивать-расстегивать пуговки, крючочки, "молнии", "липучки", специально нашитые на ткань.

Пусть ребенок вместе с вами перекладывает орешки, теребит мешочки с разной крупой, лепит из недоваренного риса, теста, пластилина, строит домики и башни из кубиков, но не обычных, а из кусочков сахара-рафинада.

Складывать самые различные мозаики.

Занятия с ребенком не предполагают исключительных способностей и огромного состояния, но требуют кроме знаний еще и фантазии, терпения, любви и веры в маленького человечка, который очень хочет вас радовать и улыбаться вам. И даже если вам иногда кажется, что уже нет сил, просто обнимите его... Ведь он, ваш ребенок, с вами и ждет от вас тепла. Он не хуже других детишек. Он чудесный малыш. Он ваш родной маленький человечек.

Скажем честно, в нашей стране детям с нарушением зрения уделяется недостаточно внимания. Но, как говорится, лед тронулся - появляются больше специализированных центров, школ, детских садов, библиотек, а также тактильных книг. Подсказки, как воспитывать такого малыша, можно получить в центрах реабилитации. А еще познакомиться с родителями слабовидящих или слепых деток. Ведь мамам и папам есть о чем поговорить... Проблема одна, но крохи совсем разные…
Глядеть в оба
Бывает, малютка рождается с плохим зрением или теряет его вследствие перенесенной тяжелой болезни. Обычно оно ухудшается постепенно, но иногда - за несколько дней. Всех этих ребятишек можно поделить на несколько групп. Тотально (абсолютно) слепые. При слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Слепые со светоощущением. Крохи способны отличить свет от тьмы. При этом одни правильно показывают, откуда он падает, а другие - нет. Слепые со светоощущением и цветоощущением. Малыши не только отличают свет от тьмы, но и различают цвета. Слепые с тысячной долей от нормальной остроты зрения (от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях ребенок видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии различает цвета, контуры, силуэты предметов. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, чья острота зрения варьируется в пределах 0,01-0,04. Слабовидящие с остротой от 0,05 до 0,4. Учитывается зрение на глазу, который лучше видит в очках. Итак, у всех ребятишек степень поражения зрения разная. К каждому из них нужен свой подход в воспитании.
Что делать?
В первую очередь родителям малыша с плохим или нулевым зрением не нужно отчаиваться. Пройдите все возможные исследования, дабы точно выяснить, что и как видит ваш ребенок. От этого зависит, каким образом следует воспитывать и развивать его. Ваша помощь сыну или дочке должна быть эффективной. Когда малютка видит совсем плохо, у не-го прежде всего страдает представление о предметах и явлениях окружающего мира. Понятно, что ребенку тяжело сформировать зрительный образ, поэтому вы, родители, должны научить создавать его. Помогайте крохе обследовать предметы, в частности, их составные части, форму, величину, изучать цвет. У карапуза очень плохое зрение? Зато у него есть слух, обоняние, осязание, вкус! Сколько всего! Учите ребенка пользоваться этим правильно! Как? Во время игры, в быту... Для него весь мир - загадка. Только найти отгадку такому малютке сложнее, чем обычным зрячим детям. Но это не значит, что невозможно. Малыш различает цвета и формы? Гуляя на улице, обратите его внимание на собачку. Расскажите, какая она: большая (рядом маленькая кошка), черная, туловище длинное, голова вытянутая. Все дежи обожают рисовать, лепить, конструировать. Занимайтесь этим вместе и не-пременно описывайте карапузу ваши действия, предмет, который у него в руках. Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям. После того как прочитаете сказку, обязательно обсудите ее с малышом. Узнайте, например, как он понял фразу: «Волк подпрыгнул высоко». Сын или дочь затрудняются ответить? Покажите, что это означает.
Чего не делать?
Обращайтесь со слабовидящим или слепым малышом так же, как со всяким другим. В разговоре с ним не бойтесь использовать такие обычные слова, как «смотреть», «видеть». Он ведь видит! Просто иначе, чем вы. Входя в комнату, дайте о себе знать, покидая ее, скажите, что выходите. Тянуть ребенка за собой или толкать перед собой - неудобно и для вас, и для него. Помните об этом во время прогулки. Не хватайте его за руку, лучше позвольте взяться за вашу. Таким образом он сможет контролировать ситуацию. Малышу некомфортно находиться в открытом незнакомом пространстве. Не передвигайте мебель и не перекладывайте личные вещи ребенка, не предупредив его об этом. Занимайтесь перестановкой вместе! И помните: ему под силу научиться делать то же, что и вам, просто его методы несколько отличаются от ваших.
В кругу друзей
Родителям слабовидящего или слепого ребенка порой кажется, что они остались один на один со своими проблемами. Это не так! Поверьте, в вашем окружении найдутся люди, которые знают, что значит растить особенного малыша. Поговорив с ними, вы узнаете много важного: от адресов детских садов до контактных телефонов хороших специалистов. У мам и пап с доступом в Интернет еще больше возможностей! На сайтах и в сообществах находится немало интересной и полезной информации, там же можно пообщаться с родителями, воспитывающими слабовидящего кроху.

Вакцина от туберкулеза создается из штамма ослабленных живых коровьих туберкулезных палочек, которые утратили вирулентность для человеческого организма. В организм здоровых новорожденных ее вводят на 3-5 день жизни .

Ревакцинация БЦЖ проводится в семилетнем возрасте. У большинства людей формируется специфический рубец. Но бывают случаи, когда шрам не остается.

Характеристика БЦЖ у ребенка

Вакцинация необходима для предотвращения тяжелых форм туберкулеза. БЦЖ не уменьшает распространенность заболевания, она предназначена для профилактики развития тех типов туберкулеза, которые отличаются высокой летальностью.

Решение о необходимости проведения поголовной вакцинации обусловлено неблагополучной эпидемиологической обстановкой.

Новорожденным детям вакцину вводят внутрикожно в левое плечо в районе прикрепления дельтовидной мышцы. Этот участок расположен между центральной и верхней третью плеча. В зависимости от состояния новорожденного ему могут ввести БЦЖ или БЦЖ-м (ослабленный вариант, предназначенный для недоношенных, маловесных детей).

При правильном введении сразу после инъекции образуется папула. Ее диаметр не превышает 10 мм . На протяжении получаса она рассасывается. Это основной признак правильно сделанной прививки.

Справка! Неправильное введение вакцины приводит к появлению осложнений. При подкожной инъекции у некоторых начинается абсцесс, который изъявляется. Нормализовать состояние можно путем длительного приема антибиотиков.

Реакция на БЦЖ появляется не сразу. Она должна быть отсроченной. Как правило, спустя 4-6 недель на месте инъекции формируется гнойничок. Со временем он покрывается корочкой и постепенно заживает.

При отсутствии осложнений процесс заживления длится до 4,5 месяцев . Изначально место инъекции краснеет или окрашивается в фиолетовый, синий, черный цвет. Пугаться родители не должны - это вариант нормы. На месте потемнения, покраснения появляется гнойник, в центре которого расположена короста. Но у некоторых образуется красноватый пузырек, наполненный жидкостью. Иногда гнойники прорываются, их содержимое выливается.

Внимание! Обрабатывать ранку антисептиками, посыпать порошковыми антибактериальными средствами или делать йодную сетку не надо. Не советуют также выдавливать из ранки гной.

Об удачно проведенной прививке БЦЖ и формировании иммунного ответа свидетельствует образовавшийся шрам. Формируется рубчик длиной от 2 до 10 мм . При его отсутствии разберитесь с тем, почему возникла такая ситуация. Чем больше размер рубца, тем сильнее выработанный иммунитет:

  • 2-4 мм: защита действует на протяжении 3-4 лет;
  • 5-8 мм: действия вакцины хватит на 4-7 лет;
  • от 8 мм: иммунитет от туберкулеза сформировался на период более 7 лет.

Фото 1. Размер рубца от БЦЖ у ребенка около 5-8 мм, поэтому действия вакцины хватит на 4-7 лет.

Правильная реакция на прививку выглядит следующим образом.

  1. На месте инъекции появляется белая папула , которая исчезает через 10-30 минут.
  2. Через 4-6 недель место ввода вакцины краснеет , появляется гнойник или пузырек с жидким содержимым, на поверхности образуется короста. У некоторых гной может вытекать. В этом случае рекомендуется покрыть участок стерильной салфеткой и менять ее по мере необходимости.
  3. Спустя 3-4 месяца место инъекции полностью заживает, образуется шрам.

Это нормальная реакция организма на БЦЖ.

Почему нет следа от прививки

У некоторых привитых малышей рубец после инъекции не видно. Эта ситуация встречается часто: у 5-10% детей от первой прививки не остается никаких следов. К основным причинам этого относят:

  • нарушение технологии вакцинации;
  • использование испорченной либо просроченной вакцины;
  • наличие врожденного мощного противотуберкулезного иммунитета.

Врожденная устойчивость к микобактериальным поражениям наблюдается у 2% населения . У этих людей след не появится даже после многократных инъекций БЦЖ. Туберкулезом они не болеют, а реакция Манту всегда отрицательная. Инфицирование возможно только при сильном снижении иммунитета, например, на фоне ВИЧ-инфекции .

Но выяснить, вызвано ли отсутствие рубца врожденной иммунной защитой, или его нет из-за использования некачественной вакцины, сложно. Контролировать состояние позволяет регулярная проверка с помощью реакции Манту. Если она будет отрицательной, то делают ревакцинацию.

У людей с врожденным противотуберкулезным иммунитетом шрам не появится. Если иммунный ответ не сформировался из-за использования некачественного сырья либо его неправильного введения, то человек находится в группе риска . При инфицировании риск перехода заболевания в открытую форму и летального исхода повышается. У привитых людей вероятность появления менингита и прочих диссеминированных типов туберкулезного поражения, которые приводят к смерти, намного ниже.

Вам также будет интересно:

Не осталось следа после проведения ревакцинации

Повторное введение вакцины необходимо даже детям, у которых остался след от вакцинации. Оно проводится для повышения невосприимчивости организма к воздействию микобактерий.

Как правило, поголовную ревакцинацию проводят в регионах, где туберкулез широко распространен. Она обязательна для детей, в семье которых есть люди с этим заболеванием.

У некоторых малышей рубец на месте введения вакцины не формируется вовсе, у других - исчезает со временем. Это свидетельствует об отсутствии поствакцинального иммунитета. Дети с пропавшим шрамом от БЦЖ приравниваются к тем, кому не проводили вакцинацию . Ситуации, когда рубец рассасывается, встречаются нечасто. Медики говорят о том, что это свидетельствует об отсутствии иммунитета. Ревакцинацию в такой ситуации советуют проводить в кратчайшие сроки.

В случаях, когда рубца от БЦЖ не осталось, повторное введение препарата является обязательным. Это необходимо для формирования иммунитета. Иначе риски развития тяжелых форм болезни, приводящих к смерти, остаются на высоком уровне.

Но предварительно делают пробу Манту . Вакцинацию БЦЖ проводят лишь при условии, что местная реакция на предплечье от туберкулиновой пробы отсутствует: допустима визуализация следа от укола. Введение вакцины проводят сразу после подтверждения отрицательной реакции на введенный туберкулин. Максимально допустимый временной промежуток между постановкой Манту и БЦЖ составляет 2 недели .

Если нет следа и отрицательной Манту рекомендуют повторное введение живой вакцины не в стандартные сроки (в 7 либо 14 лет ), а через 2 года. Если первая туберкулиновая проба была отрицательной, а через год наблюдается вираж (появилась положительная реакция), то обязательна консультация фтизиатра.

Делать БЦЖ при положительной либо сомнительной Манту нельзя. Эта ситуация попадает в перечень противопоказаний к проведению ревакцинации.

Справка! Если Т-лимфоциты ранее контактировали с палочкой Коха, то в месте введения туберкулина возникнет специфическое воспаление. Если иммунная система не знакома с возбудителем туберкулезной инфекции, то папула будет отсутствовать.

Вводить БЦЖ детям, у которых иммунная система отреагировала на туберкулин, категорически запрещено.

Инструкция для родителей: что делать, если не видно прививку БЦЖ

Если малышу ввели БЦЖ или БЦЖ-м, то через несколько месяцев у него появляется характерный шрам на плече . При его отсутствии проконсультируйтесь с педиатром и, при необходимости, с фтизиатром.