Детский сад в Японии: особенности воспитания детей. В японии построили лучший детский сад в мире Дитя в доу о японии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дошкольное образование в Японии

Осмысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст ее собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетенные между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения. Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. На мой взгляд, достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны); проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.

Все компоненты образовательной системы (дошкольное, школьное, а так же высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой цели -- передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества (коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче)

Большое внимание уделяется в Японии дошкольному образованию, ведь согласно утверждениям психологов, до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% -- за всю последующую жизнь. В детстве закладывается умение ребенка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно.

Дошкольное образование по традиции начинается в семье. Тихоцкая пишет: "Для японских женщин главным по-прежнему остается материнство. После рождения детей жизненные вехи японки, чаще всего, определяются фазами жизни ее детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т. д. " Многие из японок говорят о том, что воспитание детей -- это все что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была "икигаи" -- имеющая смысл. Японка рассматривает эмоциональный контакт с ребенком как свое основное средство контроля. Символическая угроза потери родительской любви является для ребенка более воздействующим фактором, чем слова осуждения. Взаимодействию с другими людьми дети учатся в семье, наблюдая за своими родителями, однако практика приобщения детей к групповым ценностям осуществляется в детских садах и школах.

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста.

Детские сады Японии бывают двух типов: "хойкуэн" и "ётиэн". "Хойкуэн" -- ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он работает с 8 до 18. Но для определения ребенка в ясли и детский сад (работающий с 8 утра и до 6 вечера) нужно доказать, что оба родителя работают больше четырех часов в день. Причем доказать это нужно с документами в руках, а потом два раза в год подтверждать, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне. И это требование -- согласно проведенным в стране опросам -- является главным недостатком дошкольного образования в Японии.

"Ётиэн" открыт с 9 до 14, здесь детей не только кормят и нянчат, но и воспитывают. Детский сад обходится родителям приблизительно в 60 тыс. иен в месяц (на одного ребенка).

Японские детские сады - предприятия не из дешёвых. Исследование системы детских садов в районе Тиёда показало, что на каждого ребёнка в дошкольных учреждениях требуется около 2,8 млн. йен в год. Расходы семей также учитываются, поэтому плата, в принципе, разумна и устанавливается по скользящей шкале.

В районах Токио верхняя ставка оплаты составляет 60 тыс. йен в месяц для младенцев и 30 тыс. йен для детей от трёх лет и старше. Для сравнения - в Великобритании за посещение яслей младенцем до двух лет придётся отдать 600 фунтов (137 тыс. йен) в месяц.

Особое место занимают элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает туда, то за его будущее можно не волноваться: после садика он поступает в университетскую школу, а из нее -- в университет.

В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы - в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

Японцы были одними из первых, кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга "После трех уже поздно", которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука - директор организации "Обучение талантов" и создатель всемирно известной фирмы Sony. В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей - создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы "он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым".

Основной целью, ставящейся перед детским садом, является "умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно, и которая способствовала бы раскрытию их индивидуальных способностей в полной мере". Такова общая цель, которая ставится перед всеми детскими садами страны (разработкой воспитательной доктрины дошкольников в Японии занимается Всеяпонский центр по координации деятельности дошкольной педагогики). Эта общая цель в свою очередь распадается на вполне определенные задачи, которые перед наставниками в воспитании детей определенного возраста.

Так основной задачей для самых маленьких является пробуждение уверенности в себе, своих силах и приобретение ими необходимых жизненных навыков путем обучения их языку в благоприятной обстановке. У годовалых детей часто возникают "конфликтные" ситуации из-за игрушек. Однако даже ссоры являются важным элементом межличностных отношений, так как по мнению Масару Ибука (автора новейших концепций воспитания и обучения детей в раннем возрасте) "ссоры важны потому, что они развивают личную инициативу. Вмешиваться в ссоры детей -- значит мешать развитию инстинкта жить в коллективе" . Итак, уже на первом году общения у детей стараются выработать стабильные групповые отношения, когда каждый может "высказать свое критическое отношение к тому, что ему не нравится, выслушать совет, осмыслить реакцию товарища и т. д."

Известно, что 2 года -- это такой возраст, когда происходит развитие речи, в игровых ситуациях формируются основные двигательные навыки. Итоги психологических исследований свидетельствуют о том, что манипуляция тесно коррелирует с интеллектом. Поэтому в этом возрасте дети активно вовлекаются в манипулятивную деятельность. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами , оятори (умение плести из натянутой на пальцы тоненькой веревочки замысловатые узоры и узелки). Такие занятия прекрасно развивают мелкую моторику пальцев рук, которая совершенно необходима японскому школьнику для написания иероглифов.

Целью воспитания трехлеток является интенсификация работы по формированию представлений об обязанностях и их распределении путем различных игровых ситуаций, имитирующих разнообразные стороны жизни. Едва ли не самым важным инструментом воспитания маленького японца является хоровое пение. Именно хоровое, так как выделять отдельного японского ребенка из группы, по японским меркам, крайне непедагогично. Детское хоровое пение -- один из основных методов развития чувства единства с коллективом, и поэтому оно играет такую большую роль в воспитании полноценного члена будущего японского общества.

Четырехлетних детей обучают отличать доброе от злого, быть оптимистами. образовательный япония дошкольный педагогика

Пятилетние дети воспитываются под девизом "Каждый может стать лидером!". Для этого перед детьми выдвигаются требования, являющиеся обязательными к исполнению: самому себя обслуживать, быть неприхотливым в пище, самостоятельно составлять планы какой-либо деятельности и выполнять их дружно и весело.

Учебный график

Учебный год в Японии начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

До недавнего времени Япония была сельскохозяйственной страной. А для крестьян весна - время начала посевных работ. Хотя Новый год японцы теперь справляют по западному григорианскому календарю, апрель по традиции - точка отсчета в деловой жизни японцев. С этого момента вступают в действие заключенные контракты, начинают свою работу вновь нанятые сотрудники, запускаются новые проекты.

Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами - каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится.

Огромную роль в сохранении традиций играют праздники. Государственными праздниками в Японии считаются: 15 августа - День окончания второй мировой войны, 9 октября - День физкультуры, 23 ноября - День благодарности труду, 24 декабря - христианское Рождество.

День физкультуры - самый большой праздник в японском детском саду. Его отмечают спортивными состязаниями, физкультурными парадами, гимнастическими представлениями.

Интерьер

Токийские детские сады не слишком внушают доверие снаружи - многие здания стары и требуют покраски. Бюджетные деньги, выделяемые на игрушки, довольно скудны и воспитателям приходится напрягать фантазию, создавая погремушки из старых бутылок, а из молочных корзин, покрытых бумагой - столы и стульчики.

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты).

Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны - толстые матрасы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Группы

Несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании.

Количество детей в детских садах и яслях очень мало - как и количество воспитателей, впрочем. В токийских государственных детских садах один воспитатель приходится на троих детей, на четырёх годовалых младенцев также приходится один воспитатель, а в детских садах, куда детишек отдают не на один день, количество детей на воспитателя значительно превышает этот стандарт.

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, делят их на "ханы" -- маленькие группы по 6-8 человек. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группы (6 - 8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Детям прививается множество навыков: как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Та же ситуация в начальной школе: здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей.

Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

Вообще, в японской педагогике считается вредным выделять одного ребенка среди других, поэтому, например, на музыкальных занятиях дети занимаются только хоровым пением.

Персонал

Большая часть денег уходит на персонал, качество которого является основополагающим в детских садах и яслях. В США и Великобритании нет или почти нет детских садов, которые мало платят своим сотрудникам. Исследования в США показали, что средняя заработная плата работника американских детских садов составляет 8,78$ (922 йены) в час. В Великобритании аналогичный показатель составляет 6,22 фунта (1420 йен) в час. Причём, многие из воспитателей имеют низкую подготовку.

В Японии на полный рабочий день воспитателем устраиваются либо выпускники специальной двухлетней профшколы или после четырёх лет университетов. Воспитатели государственных детских садов считаются правительственными чиновниками и входят в мощнейшее Объединение работников префектур и муниципалитетов всей Японии. Исследование 2000-го года показало, что среднестатистическая заработная плата воспитателя составляет 350 тыс. йен в месяц.

Поскольку заработная плата зависит от возраста и стажа в данном детском саду воспитатели могут заработать себе на вполне неплохую пенсию. Исследования Городского Университета Иокогамы показали, что в некоторых городах воспитатели могут зарабатывать до 7,5 млн. йен в год.

Воспитатели детских дошкольных учреждений также получают прекрасные пособия по беременности и родам - намного лучше, чем работники других отраслей. А это значит, что многие из воспитателей (большинство всё же это женщины) сами матери и их дети также ходили в такие же детские сады.

Воспитатели. По традиции, японское образование -- мужская вотчина. Женщины в детских садах и школах -- редкость. Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в университете и пройти письменное тестирование.

В Японии учитывается склонность ребенка доверять одному наставнику, поэтому все занятия с группой от музыки до физкультуры проводит один человек. Он активно участвует во всех играх и соревнованиях. Раз в год воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно.

В Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

Правила. Заходя в здание, дети обязательно переобуваются. Воспитанники и воспитатель одеты просто: в свитера и джинсы, для того чтобы никого не обижать и не отвлекать от занятий.

Самостоятельность. С самого нежного возраста дети должны почти все делать сами. В детском саду нет уборщиц -- дети сами моют пол, вытирают со стола. Раз в месяц они сами себе готовят еду -- жарят рыбу, лепят лепешки из риса. Для них это -- игра. Лениться и капризничать -- стыдно.

Занятия. Занятия по развитию интеллекта в саду заключаются в чтении книг, рассказах воспитателя о животных и растениях, сезонных явлениях в природе и многом другом. Никто специально не обучает детей читать и писать, но к пяти годам дети, как правило, знают почти всю японскую слоговую азбуку. Все вместе они ухаживают за цветами, кормят животных и беседуют о хороших и плохих поступках.

Физкультура.

Особых рецептов физического воспитания японских детей нет. Просто ему (как и заботе о здоровье учеников) уделяется большое внимание. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм, особо популярными являются такие спортивные игры, как салки, скакалки, догонялки, эстафеты. Причем, по-видимому, самое удивительное заключается в том, что и воспитатели, и учителя участвуют в этих играх наравне с детьми. И даже не всегда выигрывают. Обычным явлением в детских садиках и школах являются ежедневные (в хорошую погоду) экскурсии, походы, осанпо -- пешеходные прогулки по окрестностям.

Японский метод закаливания, заключающийся в том, что ребенок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой стойко переносить холод, а летом терпеть жару, в целом оправдывает себя.

Наряду с повышением природной сопротивляемости детского организма одним из основных и очень привлекательных элементов воспитания является приучение ребенка к телесное чистоте. Культ чистоты проявляется не только в чистых руках, но и в чистом теле, чистом белье и одежде, чистых волосах и зубах.

Для каждого ребёнка ведутся записи: туалетные привычки, предпочтения в игре и питании, общее настроение и здоровье.

Главный праздник в японском детском саду -- День физкультуры (9 октября). Его отмечают спортивными состязаниями, физкультурными парадами, гимнастическими представлениями.

Пища

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности государственных и частных детских садов в Японии. Основные задачи системы воспитания и обучения. Проведение государственных и традиционных народных праздников. Содержание проблем японского дошкольного образования, направления его развития.

    реферат , добавлен 23.08.2011

    Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Ирландии и Японии. Система дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля. Вальдорфские детские сады. Педагогические системы Марии Монтессори.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2012

    Особенности воспитательного процесса, характеризующие образование в Китае. Расписание учебного дня в детских садах. Задачи воспитания в дошкольных учреждениях Японии. Педагогические основы становления личности детей. Их обучение групповому поведению.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2017

    Система дошкольного образования в Японии, направления ее развития. Формирование личности дошкольника в системе дошкольного образования. Масару Ибука - директор организации "Обучение талантов", принципы воспитания в его книге "После трех уже поздно".

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Исследование системы образования и воспитания в Японии. Анализ форм организации учебной деятельности. Описания дошкольных образовательных учреждений. Основные задачи японской педагогики. Изучение особенностей обучения в старшей школе и в университете.

    реферат , добавлен 12.08.2013

    Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции. Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.

    презентация , добавлен 10.05.2014

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    История развития образовательной системы США, под которой понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления. Особенности организации дошкольного, начального, среднего и высшего образования.

    реферат , добавлен 28.10.2010

    Правила поступления в государственные и частные университеты Японии. Характеристика образовательной системы Италии. Особенности обучения в высших заведениях Израиля. Организация учебного процесса в исследуемых странах, требования к иностранным студентам.

    реферат , добавлен 05.04.2012

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дошкольное образование в Японии Работу выполнила: Ижутова Л.А

Все начинается с семьи В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами. Но для определения ребенка в ясли и детский сад (работающий с 8 утра и до 6 вечера) нужно доказать, что оба родителя работают больше четырех часов в день. Причем доказать это нужно с документами в руках, а потом два раза в год подтверждать, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне. И это требование - согласно проведенным в стране опросам - является главным недостатком дошкольного образования в Японии

Система воспитания Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства.

Большое внимание уделяется в Японии дошкольному образованию, ведь согласно утверждениям психологов, до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% - за всю последующую жизнь. В детстве закладывается умение ребёнка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно.

Основной целью, ставящейся перед детским садом, является «умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно, и которая способствовала бы раскрытию их индивидуальных способностей в полной мере».. Особых рецептов физического воспитания японских детей нет. Просто ему (как и заботе о здоровье учеников) уделяется большое внимание. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм, особо популярными являются такие спортивные игры, как салки, скакалки, догонялки, эстафеты

Япония - страна с богатыми традициями, в которой ритуальная сторона играет очень важную роль. Традиции воспитания мальчиков и девочек в японском обществе отличаются. Сын – опора семьи. Воспитание личности будущего мужчины связано с традициями самураев, воспитанием мужества и умения переносить невзгоды. Зато мальчикам полагается посещать после школы различные кружки и занятия, что не является нужным для девочек.

Пища Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Интерьер Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима для написания иероглифов.

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. А вот отношение к детям и способность с ними работать таким способом проверить невозможно. Поэтому в японских детских садах работает много людей, которые не любят детей.


В России в детский сад ходят многие дети. Родители знают распорядок дня, время прогулок и чем кормят их детей. А как обстоят дела в детских садах других стран?

Детские сады в Великобритании

В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные.

Государственные садики в Великобритании бесплатны. В такие заведения родители могут отдать ребенка начиная с трехлетнего возраста. Ребёнок имеет право на 15 часов бесплатного пребывания в государственном детском учреждении. Ходить в такие детские сады могут даже дети, чьи родители живут в стране нелегально.

Частные детские сады в Великобритании очень дорогие, их могут себе позволить только очень состоятельные люди.

Дети могут есть то, что дают в саду, либо приносить еду с собой. Ни у кого не вызывает недоумения, если ребёнок обедает гамбургером, шоколадкой или печеньем.

Дневной сон в английских детских садах не принят для детей старше двух-трех лет. Но при потребности ребенка могут уложить спать где угодно - даже в игровой комнате.

В английских садиках считается нормой, когда трехлетние дети ходят в памперсах. Памперсы меняют несколько раз в день, но не очень часто.

Еще одна особенность детских садов в Великобритании, которая у нас вызывает удивление: насморк, кашель и даже невысокая температура — не причина для того, чтобы не идти в детский сад. На эти детские недомогания никто не обращает внимания.

Детские сады в Германии

В Германии детей отдают в детский сад с 3-х лет. Оплата за детский сад зависит от дохода родителей. Для малообеспеченных семей действуют льготы. Примерная стоимость яслей - 80 евро, детсадов - 50 евро.

В Германии детские сады работают до обеда, но есть такие, где ребенка можно оставить даже на ночь. Обед стоит 60-100 евро в месяц, но при желании ребенку можно приносить обед из дому.

В садиках не нагружают детей уроками и информацией. Считается, что у малышей должно быть детство, а уже все знания они получат в школе. Поэтому здесь дети поют, рисуют, танцуют, лепят. При этом много внимания уделяется общению.

В Германии есть такое понятие как "детская стипендия". С самого рождения и до 18 лет дети получают стипендии в размере примерно 190 евро в месяц.

Детские сады в Израиле

Детские сады в Израиле работают круглый год. Двухнедельные каникулы есть только в августе. Работают детские сады с 7 часов утра до 5 часов вечера с воскресенья по четверг и с 7:00 до 12:30 по пятницам.

В группах обучается от 8 до 24 детей. На одного воспитателя оставляют всего 9-10 детей.

Обучение в государственных детских садах Израиля бесплатное. Дети посещают дополнительные занятия: музыку, ритмику, йогу, английский и другие уроки по желанию.

Детские сады в Испании

В Испании дети начинают посещать садик в 3 года, при этом обязательное посещение дошкольного учреждения начинается с 6 лет. Это переходной этап - от последнего "класса" детского сада (у нас подготовительная группа) до начальной школы. Если родители не отдали ребенка на учебу в этом возрасте, их могут привлечь к административной ответственности.

В детском саду в Испании дети 2-3 раза в день гуляют, 2 раза кушают. Остальное время посвящено занятиям.

Детские сады в Италии

Итальянские сады делятся на два типа: государственные и частные. Стоимость посещения детского сада, как и в Германии, зависит от дохода семьи. Суммы получаются очень разные - от 4 до 400 евро в месяц.

Питание ребенка в садике оплачивается отдельно - 2-3 евро в день.

Из детских садов малышей забирают до 16:30, но родители могут договориться оставлять ребенка и до 18:30. Для этого нужно предъявить справки с работы и дополнительно заплатить примерно 60 евро в год.

В итальянском детском саду дети занимаются рисованием, музыкой, танцами и другими творческими занятиями, английским языком.

Детские сады в Китае

В Китае детей принимают в ясли примерно с года. руппы большие, примерно как у нас. Режим дня тоже похож. Дети спят, обедают, гуляют. Но отличие все-таки есть.

Здесь большое внимание уделяется подготовке к школьной жизни: дети с трех лет начинают учиться читать и писать. Им дают даже домашние задания. Но из-за большой нагрузки дети мало двигаются, подолгу сидят за партами и играют в настольные игры.

Почти у всех садах есть своя форма. Детей часто водят на прогулки.

Детские сады в США

В США, например, родителям приходиться нанимать няню или искать детское дошкольное заведение, так как декретного отпуска там нет. Отправить ребенка в сад — дорогое удовольствие. Чем младше ребенок, тем дороже его пребывание в саду. Иногда месяц занятий — целая зарплата мамы.

Государственных садов в Америке нет. Все дошкольные заведения платные. Детских садов в США большое количество, и зачастую они специализированные: с уклоном в художественную направленность или, например, делающие упор на интеллектуальное развитие малышей. Такое времяпрепровождения обходится родителям в 1000 долларов в месяц, а то и больше!

Отдать ребенка в сад можно с одного месяца до четырех лет. Пятилетние дети посещают специальные группы при школе. Возрастного разделения в группах нет. Все дети могут играть вместе.

Также дети могут питаться в саду или есть то, что принесут с собой. Считается нормальным, когда малыш обедает пиццей или картошкой фри. Еще одно весомое отличие от наших садов — здесь нет кроватей для сна, разве что для младенцев. Дети спят на ковриках.

Если ребенок не хочет спать, его не будут заставлять. В детских учреждениях США нет родительских собраний. Воспитатель общается с родителями один на один или по электронной почте.

Детские сады в Финляндии

В Финляндии родители в основном отдают детей в общественные сады. Если же они выбирают частный садик, государство может взять часть расходов на себя.

Перед поступлением в сад к ребенку приходит воспитатель, чтобы составить индивидуальный план развития и ознакомиться с его привычками, режимом, питанием.

В садике у детей нет занятий как таковых, но нет и ограничений: основная задача - следить, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Дети могут спокойно лежать на земле или сидеть в луже.

В садики Финляндии детей берут с 9 месяцев. На одного воспитателя здесь оставляют 4 деток до трех лет или 7 детей после трехлетнего возраста. Всего в группах 21 ребенок.

В основном на занятиях дети поют, читают сказки, готовят концерты к праздникам.

Детские сады в Швеции

В Швеции есть государственные и частные детские сады. Устроить ребенка в сад не сложно. Родители платят за посещение дошкольного учреждения малыша в зависимости от своих доходов.

В детских садах Швеции семьям с двумя и больше детьми предоставляются льготы. За обучение в садике второго малыша и последующих детей платит государство или же им предоставляется существенная скидка.

Если родители не имеют необходимых доходов, за обучения ребенка они не платят, но в саду он пребывает меньше часов, чем остальные дети.

Здесь делают акцент на физическом развитии детей. Они много занимаются и играют на свежем воздухе. Им разрешают пачкаться, лежать на земле, ходить по лужам. В этой стране считают, что грязный ребенок — счастливый ребенок. Иногда дети даже спят на улицах в спальных мешках. Так им укрепляют иммунитет и прививают любовь к природе.

Детские сады в Японии

В Японии в детский сад попасть порой очень сложно, а платят за него японцы в зависимости от доходов семьи. Японские детские сады можно назвать «взрослыми»: после трех лет дети уже занимаются спортом, играют на музыкальных инструментах, а в игрушки - не играют, в японских садиках их не предусмотрено. Как нет и перерыва на «тихий час». Детей забирают домой в 2 часа дня. Интересно, что детей в садиках Японии не кормят, еду воспитанники приносят с собой.

Дошкольное образование в Стране восходящего солнца имеет ряд отличительных особенностей, главной из которых является то, что оно не обязательно. Родители сами решают, должен ли ребенок его получать и если да, то где именно. Впрочем, в последнее время от посещения детских садов отказываются все реже - пребывание там считается важной частью развития и социализации малышей.

А еще среднестатистический японский детский сад вовсе не обязательно возводится и управляется государством, как в России. Более 60% всех дошкольных учреждений - это частные объекты. Таким образом, у родителей появляется свобода выбора, а учреждения борются за клиентов, пытаясь предложить тем наилучшие условия.

Детские сады в Японии относятся либо к Министерству образования, либо к Министерству здравоохранения. Первые называются еутиэны (частные), а вторые хоикуэны (государственные). Самое время рассказать о них подробнее.

Еутиэны

Еутиэны - это японские детские сады, куда принимают детей в возрасте от 3 лет и старше. При этом учреждения такого типа функционируют с 9 до 14-15 часов. Иными словами, здесь нет привычного для детских садов послеобеденного сна. Практически сразу же после трапезы, детей забирают домой.

Почему же частные детские сады в Японии так популярны? Все просто - детям здесь предоставляют больше пространства для творчества и развития, например, во многих учреждениях имеются преподаватели английского языка, имеющие необходимые навыки для обучения детей. С малышами также могут заниматься рисованием (им не просто дают карандаши и бумагу, а прививают азы профессиональных художественных навыков), музыкой, спортом и так далее. Экскурсии и различного рода развлечения опять-таки организовываются значительно чаще, если сравнивать с государственными детскими садами.

А еще еутиэны часто отличаются более презентабельным внешним видом. Их владельцы вкладывают солидное количество денег в строительство и/или отделочные работы. Неудивительно, что японские детские сады такого типа зачастую имеют шикарный дизайн интерьера.


Хоикуэны

Хоикуэны - это государственные дошкольные учреждения, которые будут рады детям в возрасте от 1 года. Малыша, кстати, можно оставить на целый день, ведь детский сад начинает работу в 8 часов (иногда и раньше), а заканчивает в 18-19 часов. Это очень удобно для людей, которые много времени проводят на работе.

Были времена, когда японские детские сады такого типа посещали в большинстве своем дети бедных родителей. Считалось, что супруга работает только в том случае, если глава семейства не может обеспечить семью всем необходимым. Но теперь, когда появилось множество женщин-карьеристок, ситуация кардинально изменилась.

За счет графика работы (на 4-5 часов дольше), отдать ребенка хоикуэн может быть даже дороже, чем в еутиэн. Да и сами по себе государственные детские сады в Японии немногим уступают частным. Чего стоят хотя бы роскошные детские площадки во дворах. Если хотите купить столь же современные детские горки , и оформляйте заказ уже сегодня.


В заключение

Подводя итоги, хочется отметить еще один интересный факт - во всех японских детских садах детям предоставляют максимум свободы. Например, гулять можно пойти не по расписанию, а когда захочется. Творческие занятия опять-таки не ограничивают полет фантазии.

Хорошо это или плохо? По данному вопросу существует множество мнений, которые зачастую противоречат другу друга. Но если вы знакомы с особенностями японского общества, то знаете, что уже в школе от былой свободы не останется и следа. Там детям придется подчиняться ряду четких правил.

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с трех месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4 часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4 часов в день.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Интерьер

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты).

Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны - толстые матрасы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Пища

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Отношения в коллективе

Группы в японских детских садах маленькие: 6 - 8 человек, и каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.

Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка, а с другим педагогом сложатся хорошие отношения.

Какие занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников. Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина - умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства.

После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.

Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности.

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают мелкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.