Чем плоха завышенная самооценка у ребенка. Самооценка у детей: методика определения и коррекция. Возрастные особенности формирования самооценки

Тёплая семейная атмосфера, внимание, забота и понимание со стороны родителей – все это является важной основой для развития адекватной самооценки любого ребенка. На формирование личностных качеств человека воздействуют множество факторов. Не зря говорят «все мы родом из детства», ведь именно в это время происходит построение личностного стрежня и развитие самооценки. К сожалению, многие дети имеют неадекватное самовосприятие. Что же является причиной такого явления и как бороться с ним, вы узнаете в нашей статье.

Завышенная самооценка у ребенка: что делать

Завышенная самооценка в наше время встречается довольно часто. Страдают ей не только взрослые, но и дети. Такие малыши чрезмерно амбициозны и самоуверенны, они переоценивают свой потенциал, замечают только положительные черты, считая себя «центром вселенной» .

В случае неудач, чадо испытывает тяжёлые переживания, находится длительное время в подавленном состоянии и даже впадает в депрессию. В чем же причина появления такого искаженного восприятия собственного «Я»?

Несомненно, на самооценку в детстве огромное влияние оказывают родители. Ведь маленький человек ещё не в силах объективно самостоятельно анализировать свое поведение, он полностью опирается на оценку взрослых. Зачастую излишняя неоправданная похвала с их стороны, а также чрезмерное внимание и потакание любым капризам накладывают негативный отпечаток на формирование самооценки малыша.

Когда такой ребенок идёт в школу , нередко в его сознании происходит внутриличностный конфликт. Кроха начинает сравнивать себя с другими детьми и понимать, что его успехи не только ничем не отличаются от достижений одноклассников, но и могут быть значительно хуже. «Но как же так может быть? Ведь я же самый-самый?» – никак не укладывается в голове у маленького почемучки.

Высокая самооценка у ребенка также часто становится причиной проблемы в общении со сверстниками, в своем сознании они искажают реальность, не воспринимая все то, что может нарушить их собственное представление о себе.

Если повышенная самооценка у детей проявляется все чаще, родители могут безболезненно скорректировать завышенное самовосприятие.

  • Хвалите ребенка правильно . Нужно поощрять малыша, когда он действительно этого заслужил.
  • Не забывайте, что критика тоже необходима . Она даёт возможность двигаться вперёд и работать над собой. Однако дети с завышенной самооценкой могут болезненно реагировать на любые замечания. Критические высказывания делайте аккуратно, например, произносите их после заслуженной похвалы.
  • Повышайте планку. Бывают случаи, когда родители намеренно дают малышу те задания, с которыми он легко справляется. Не всегда этот принцип работает на благо. Ваш малыш должен научиться прикладывать усилия, достигать цели и понимать, что не все в жизни даётся легко и просто.

  • Поддержка родителей. Ребенок с проблемной самооценкой особенно нуждается в поддержке и понимании родителей. Расскажите малышу, что не бывает идеальных людей, даже у мамы и папы не всегда все получается. Не забывайте говорить крохе, что вы в любом случае любите его со всеми достоинствами и недостатками.

ОСОБЕННОСТИ! Самооценка человека в течение жизни под воздействием различных факторов может претерпевать множество изменений. Например, ребенок, страдающий завышенным самовосприятием, в случае неудач нередко впадает в депрессию, его самооценка при этом падает и становится заниженной.

Заниженная самооценка у ребенка: что делать

Ваш малыш неуверенный в себе, чрезмерно ранимый и нерешительный, его мучают тревожность и мнительность? Такие признаки свидетельствуют о заниженной самооценке.

Почему у ребенка занижена самооценка? Причины такого нездорового самовосприятия различны. Самые распространенные из них: повышенные требования со стороны взрослых, семейные конфликты, отсутствие внимания и похвалы, наличие различных дефектов в психофизическом развитии, период адаптации к школе (6-7 лет ) и прочее.

Если у ребенка занижена самооценка: что делать?

  • Станьте ребенку другом.

Зачастую взрослые уделяют недостаточно внимания своим детям, списывая это на усталость и нехватку времени. Любому малышу необходимо ощущать себя нужным. Общайтесь с крохой, интересуйтесь его увлечениями и желаниями, поддерживайте, и главное, искренне верьте в него. Регулярные беседы послужат отличным началом для формирования доверительных отношений.

  • Не забывайте о похвале.

Любой ребенок нуждается в родительском поощрении. Хвалите малыша за его успехи, это послужит отличным стимулом для дальнейших побед и свершений, придаст уверенность в себе и своих силах. Однако старайтесь не впадать в крайности, чрезмерная и незаслуженная похвала может стать виновниками появления завышенного самовосприятия.

  • Узнайте, что стало причиной сниженной самооценки.

Поразмышляйте, из-за чего ваш малыш столкнулся с такой проблемой. Достаточно ли вы уделяете внимания ребенку? Чрезмерно ли вы требовательны к нему? Будьте честны перед собой. Если же дело вовсе не в вас, задумайтесь, ведь малыш подвергается влиянию и других людей. Это могут быть не только друзья, но и педагоги. Не всегда учителя объективно оценивают поведение и возможности ребенка, зачастую делают это поверхностно, подвергая кроху чрезмерному давлению. Наличие педагогического образования вовсе не говорит о том, что учитель всегда прав.

  • Задумайтесь, заниженная ли это самооценка или особенность темперамента.

Не всегда скромность является проявлением заниженной самооценки. Если ребенок стесняется чужих людей – это может быть и осторожностью. Кроха волнуется и не может выразить свои мысли в беседе с неизвестным ему человеком, например, врачом? Дайте ему время освоиться и справиться с волнением. Пусть он скажет, когда будет готов продолжить разговор. При этом, не давите на него и не упрекайте.

  • Научите малыша чувствовать себя уверенным.

Даже сильный духом ребенок уязвим, и может подвергаться прессингу. Например, в школе дети часто сталкиваются с насмешками со стороны одноклассников. Это угнетает любого малыша. Не всегда есть возможность наладить отношения со сверстниками или поменять школу. В таких случаях особенно важно дать возможность крохе почувствовать себя успешным в других средах.

Для этого бывает достаточно отдать свое чадо в спортивную секцию или художественную школу. Добившись признания со стороны других людей, достигнув свершений на каком-либо поприще, ребенок сможет гордиться собой, и этот положительный опыт даст сил справиться со сложностями в других жизненных аспектах.

ОСОБЕННОСТИ! Дети с завышенной самооценкой нередко уязвимы и неуверенны в себе, хотя внешне проявляют амбициозность и даже высокомерность.

  • Помогаем крохе управлять эмоциями.

Лучше всего помогут управлять эмоциями помогут серьезные занятия, будь то хоккей, спортивные танцы или игра на музыкальном инструменте. Ведь такие увлечения требуют постоянной работы над собой, учат самоорганизации, дисциплине, правильной расстановке приоритетов. Победа и проигрыши закаляют, способствуют личностному росту и формируют уверенность в себе. Главное, чтобы такие хобби действительно нравились ребенку, даже, несмотря на некоторые сложности, его тянуло к ним. Родители ни в коем случае не должны заставлять малыша и навязывать ему свои интересы.

  • Не критикуйте выбор ребенка.

Если ваш малыш в одно прекрасное утро заявил, что хочет стать актером – поддержите его, не воспринимайте такое желание с усмешкой. Спросите у крохи, почему он так решил, какие актеры ему нравятся, расскажите, какие импонируют вам. Нередко многие люди делают выбор профессии еще в детстве. Из-за отсутствия родительской поддержки можно перестать верить в свои силы и мечты и во взрослой жизни оказаться на распутье и в поисках себя. Ведь нужно не только набраться смелости заявить о своих желаниях, но и сделать первые шаги. К сожалению, уже на первом этапе такие попытки зачастую пресекают родители.

  • Не ограждайте ребенка от мира.

Не стоит создавать малышу тепличные условия. Ребенок должен понимать, что жизнь не такая уж и простая штука. Сталкиваясь с неудачами и невзгодами, преодолевая их, он тоже получает бесценный опыт, способствующий личностному росту. Ваша задача – помочь советом и заботой, поддержать в трудную минуту.

  • Создавайте ситуации успеха.

Позвольте малышу заниматься тем, что у него больше всего получается, не давайте ему задач, с которыми он не в силах справиться. Это поможет ему обрести веру в свои силы. Нередко родители требуют от своих детей слишком многого.

Будьте примером для своих детей. Помните: ваши слова и поступки, жизненное кредо и самооценка тоже оказывают влияние на становление личности ребенка.

Высокая самооценка: ребенок счи­тает себя хорошим, верит, что он добьется успеха, ставит себе высокую планку и при этом часто берет эту высоту. Конечно, случаются и неудачи, но они только подстегивают его! К сожалению, такие дети невнимательны к окружающим и не любят признавать свои ошибки.

При завышенной самооценке ребенок пре­увеличивает свои до­стоинства и не замечает собственные недостатки. Малыш уверен: он - звезда! И уверен, что под­креплять свой высокий статус делами вовсе не обязательно. Он не умеет дружить и относится к окружающим, в том числе к родителям, довольно потребительски.

Низкая самооценка: ребенок счита­ет, что другие дети гораздо лучше его, а он недо­стоин любви окружающих. Поэтому он до­вольно замкнут и с трудом находит контакт со сверстни­ками. При этом он добрый, сострадательный, никогда не идет напро­лом и не навязывает свое мнение. Но он так боится сделать что-то не так, что даже не хочет прилагать усилий, чтобы справиться с задачей.

При заниженной самооценке ребенок во всем себя недооценива­ет. Он часто слышит от взрослых, что он неумеха и неудачник, и даже не пытается что-то изменить. Он может быстро на­учиться манипулировать людьми: если все равно все уверены, что он ни на что не годен, зачем стараться? Только попроси помо­щи - и другие все сдела­ют за тебя.

Адекватная самооценка: ребенок реалистично оценивает себя, соотносит свои спо­собности с задачами разной сложности и с требования­ми окружающих. Он уверен в себе и при этом самокри­тичен. Доброжелателен, но умеет отстаивать соб­ственное мнение. Именно к такой самооценке и надо стремиться.

Как повысить самооценку малыша?

До 3-4 лет у ребенка, как правило, высокая само­оценка. Но со взрослением (сказывается воспитание, отношение родителей) она может меняться, к сожале­нию, зачастую снижаясь. Как же воспитать ее адек­ватной?

1. Хвалите ребенка, при­чем не только за хорошо сделанную работу, но и за приложенные усилия. Это побуждает его стараться, а значит, достигать успеха и закреплять уверенность в себе. Важно, чтобы похва­ла была искренней, - дети хорошо чувствуют фальшь.

2. Не сравнивайте ребенка и его успехи с кем-то другим или чьими-то до­стижениями (даже брата или сестры). Говорите толь­ко о нем самом: «Сегодня ты сделал это лучше (хуже), чем вчера».

3. Не переходите на личности, - то есть оценивайте только поступ­ки ребенка, а не его самого: вместо «Ты лентяй!» ска­жите «Мне жаль, что ты не подготовился, как следует».

4. И пожалуй, самое важ­ное. Родители для ребен­ка - образец для подража­ния. Но порой мы подаем не лучший пример: бываем чересчур самокритичны, пессимистичны… Пора­ботайте над своей само­оценкой. Дарите близким тепло, поддерживайте друг друга - и ребенок скопи­р

Постепенно дети начинают воспринимать оценки как ярлыки и переносят оценки за ту или иную деятельность на личность. Например, школьник, получивший тройку за несколько контрольных работ, начинает казаться одноклассникам не очень хорошим человеком, характер которого и способности также можно оценить лишь на 3 балла. Так у детей развивается привычка наклеивать ярлыки и переносить оценочные высказывания учителей на личность сверстников в целом.

Формированием правильной самооценки редко занимаются целенаправленно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно сложить мнение о себе самом. Однако немногие ребята могут правильно оценить свой характер и поступки, поэтому в большинстве случаев дети нуждаются в деликатной и ненавязчивой помощи мудрых взрослых.

Особенности самооценки младших школьников

Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества . Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

  1. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
  2. Дети, самооценка которых устойчиво , прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
  3. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
  4. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

Функции самооценки младших школьников

Самооценка школьника выполняет несколько функций:

  • обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
  • стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
  • мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
  • аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.

Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.

Диагностика самооценки младшего школьника

Современная педагогика может предложить разнообразные способы и упражнения, которые позволяют выяснить мнение дошкольников о самих себе. Специальные мероприятия, которые призваны определить, какова самооценка школьника, должны проводиться перед уроками, чтобы мышление и эмоции детей не были перегружены.

Методика для определения самооценки обычно является комплексной, то есть она включает в себя как минимум 3-4 разных упражнения:

  1. Педагог предлагает ребенку изобразить себя, нарисовать. Школьник должен охарактеризовать рисунок, объяснить, нравится ли ему тот, кого он изобразил. Педагог должен поинтересоваться, какие качества у нарисованного мальчика или девочки самые хорошие, а какие — плохие.
  2. Важная часть методики — предложить детям придумать себе новые имена. Детская фантазия зачастую превосходит все ожидания взрослых, и названные имена могут дать много информации психологам.
  3. Популярна и тестовая методика: детям выдают бланки опросников, и на вопросы они дают ответы, которые после обрабатываются.

Диагностика самооценки должна быть разносторонней. Делается она для того чтобы понять, нуждается ли самооценка дошкольников в корректировке, и если нуждается, то в какой именно. Адекватная самооценка у младшего школьника встречается нечасто. Важно помнить, что самооценка в таком возрасте способна быстро меняться, поэтому диагностические упражнения должны проводиться не реже 1 раза в месяц.

Низкая самооценка у ребенка

Очень низкая самооценка у ребенка встречается не так уж часто. Каждый такой . Чаще всего это тяжело больные либо страдающие алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей, родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания. Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое наказание. Поэтому ребенок растет в страхе и . Такие дети обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает, поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения.

Младшие школьники, у которых пониженная самооценка, обычно отказываются от предложенных им заданий, так как не уверены в своих силах и способностях справиться с поручениями. У них очень велик страх совершения ошибки, ведь дома за любую провинность они могут быть сильно наказаны. Из-за таких особенностей поведения дошкольники с низкой самооценкой имеют очень мало друзей. Их личностные качества плохо развиты. У сверстников нет возможности установить с ними прочное дружеское общение, потому что правильно оценить сами себя такие дети не могут. Критика для них — больной вопрос, здесь возможны 2 крайности: либо ребенок крайне резко, негативно и болезненно воспринимает любое замечание, либо абсолютно равнодушен к критике и полностью ее игнорирует.

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста начинают определять социальный статус дошкольника. Педагогам и другим взрослым следует об этом помнить, потому что неосторожное слово или необъективная оценка может оказать губительное влияние на социальные связи и заниженную самооценку у ребенка. Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и в любом случае относиться к ним с пониманием и любовью.

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у ребенка — это сигнал к тому, что школьнику нужна помощь психолога. Дети с высокой самооценкой обычно ведут себя очень активно. Им нравится быть лидерами и привлекать других детей участвовать в их собственных играх. Они охотно предлагают свои идеи и добиваются участия остальных в выбранных ими развлечениями. Им хочется и нравится быть во всем первыми. Самоутверждение для них очень важно. Поэтому любую возможность для самореализации они используют на 100%.

Благодаря самооценке дети учатся договариваться о компромиссе, строить межличностные отношения, давать объективную оценку своим возможностям и ставить перед собой посильные задачи. Ребята с чрезвычайно завышенной самооценкой зачастую очень ярко и громко выражают свои эмоции. Они стремятся привлекать к себе как можно больше внимания, но при этом отличаются сильным снобизмом и пренебрежением к чувствам других людей. Несмотря на очевидные лидерские задатки, такие дети неспособны стать хорошими друзьями и завоевать уважение одноклассников. Педагоги утверждают, что даже результаты контрольных работ или соревнований школьники с завышенной самооценкой не воспринимают всерьез и продолжают считать себя лучше других детей. Реакция на критику и замечания у них нередко агрессивная. Когда одноклассники или взрослые не отвечают их ожиданиям, ребенок с завышенной самооценкой способен применить насилие, чтобы «наказать» других людей за собственные неудачи.

Коррекция самооценки младшего школьника

Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.

Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде. Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики.

Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление. Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.

Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.

Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок. Для ребенка это очень важно.

Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.

Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.

Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.

Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.

Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.

Особенности самооценки подростка

Самооценка подростка имеет свои отличительные черты. Во время переходного возраста ребенок критически оценивает весь свой опыт. Мнение других людей и личные успехи, на которых раньше строилась самооценка подростка, утрачивают прежнее значение в его глазах. На первое место выходит его социальное положение среди сверстников. Именно они заявляют моральные и нравственные ценности, на которые опирается самооценка подростка. Например, для юношей большую роль приобретают физическая подготовка и выносливость. Юные девушки начинают высоко ценить внешнюю привлекательность.

У подростка еще нет устойчивой психики, эмоции мешают ему рассуждать здраво. Гормональные изменения, которые стремительно происходят в этом возрасте, вызывают психическую неустойчивость. Особенности самооценки в подростковом возрасте необходимо учитывать во время школьных занятий и мероприятий, проводимых психологом или педагогом.

Самооценка подростка не имеет той гибкости, которая присуща детям дошкольного или младшего школьного возраста. Однако ее можно изменить, если подобрать правильные методы и проявить настойчивость. Самооценка подростков может совершенно не соответствовать их поведению, поэтому оценивать ее следует только квалифицированным специалистам.

Характерные особенности самооценки в юношеском возрасте носят временный характер. Старшие школьники имеют гораздо более уравновешенный характер. В этом возрасте они сосредоточены на своем будущем.

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте — это ответственный и необходимый труд, плоды которого не видны сразу, но его значение переоценить невозможно. Самооценка младших школьников оказывает мощное влияние на их личность, способности к обучению и общению, развитие характера и интерес к творческой деятельности. Родители и педагоги должны превосходно знать, как поднять самооценку ребенку, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни находился.

Эти фразы часто употребляются наставниками и педагогами: «Молодец!», «Отличная работа!» Вы не упустите возможность рассказать своему ребенку о том, что он особенный и будете уверять его в том, что умение взаимодействовать с другими детьми или хорошие вокальные данные поставили на нем отметину «уникальный дар». На протяжении нескольких десятилетий психологи уверяли нас в том, что высокая самооценка является ключом к успеху. Вот почему мы так рьяно хвалим малышей и защищаем их самолюбие от разочарования. Возможно, нам стоит остановиться и переосмыслить представление о формировании успешной личности. Давайте зададим себе один простой вопрос: не зашло ли стремление регулярно хвалить детей слишком далеко?

Поколение нарциссов

Что плохого в постоянной похвале и намеренном заострении внимания на уникальности малыша? Многие эксперты утверждают, что стремление к успеху пустило родителей по ложному следу. И уже через несколько лет общество будет наблюдать не за притоком самодостаточных личностей, имеющих высокую самооценку, а за самовлюбленными нарциссами. Неужели мы стремимся жить в обществе, наполненном самовлюбленными эгоистами?

Борьба диаметрально противоположных лагерей

Реальность такова, что мы не можем запрыгнуть в машину времени и поселиться в прошлом. Мудрецы говорят о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Наши дети никогда не будут похожи на детей, которые жили на Земле 30 лет назад. Но вместе с неизбежными изменениями в мире мы наблюдаем за изменениями в собственном самосознании. Так, наши старые представления о самооценке и вреде эгоизма могут безнадежно устареть. «Это все равно, что сравнивать сдачу анализов в современной медицине и алхимию в Средневековье. Все воспитательные приемы, которые безнадежно устарели, родители должны отправить в мусорный контейнер», - говорит доктор философии Аарон Купер.

Переосмысление прежних методов

На протяжении второй половины 20-го века западное общество активно пропагандировало культ успешной личности. Это учение плавно перешло в 21-й век, но подарило обществу массу побочных эффектов. Не так давно психологи обвиняли низкую самооценку во всех смертных грехах: от плохой успеваемости в школе до тяги подростков к криминальному поведению. Однако последние научные исследования выявили обратную тенденцию. Оказывается, в завышенной самооценке больше вреда, чем пользы.

Так, профессор социальной психологии Университета штата Флорида, Рой Баумейстер предположил в своей статье под названием «Переосмысление самооценки» о том, что преступники и наркоманы на самом деле имеют более высокую самооценку, чем все остальное население. Другие эксперты полагают, что современная привычка родителей к постоянной похвале и вовсе превращает детей в циников, утративших мотивацию. А вот еще одни вывод современных исследователей: выражение «чувство собственного достоинства» потеряло всяческий смысл.

Как отыскать грань между самоуважением и эгоцентризмом?

Вы тоже стремитесь к тому, чтобы ваш ребенок имел положительный имидж в обществе, а для этого стараетесь чаще прибегать к похвале и положительным оценкам? Знайте, что ваши воспитательные меры должны применяться дозированно. Вот несколько советов, которые помогут вам отыскать правильный баланс.

Хвалите только за реальные достижения

Ребенок привыкнет к пустым словам, но когда ему будет необходима мотивация (например, при поступлении в вуз), он столкнется с серьезными проблемами. Он должен научиться процветать без постоянной обратной связи, ведь во взрослой жизни рядом не будет мамы и папы, искусственным образом вселяющих в него уверенность.

Позволяйте своим детям терпеть неудачу

Да, сложно смотреть на то, как твое любимое чадо с треском проваливает сложную задачу. Но умение мириться с неудачами является жизненно важной чертой характера. Дети всегда будут страдать, когда поймут, что родители защищают их во имя поощрения чувства собственного достоинства. Они должны увидеть, что жизнь устроена по-другому. Мы не всегда побеждаем, и мы не можем быть лучшими во всем, что делаем.

Покажите безусловную любовь

Истинная самооценка заключается не в постоянном потоке комплиментов. Покажите ребенку, что вы готовы его любить, не предъявляя условий, даже когда он оступится. Это поможет ему преодолеть страх неудач.

Адекватное отношение к самому себе и восприятие собственного «Я» играет огромную роль в жизни любого человека. Самооценка ребенка формируется с самых ранних лет. Родителям особенно важно вовремя повлиять на ее и провести коррекцию, если это необходимо. Ведь при неправильно выработанном самовосприятии у крохи может возникнуть множество проблем и комплексов, которые будут досаждать и во взрослой жизни.

Самооценка ребенка дошкольника (младшего и старшего дошкольного возраста)

Самооценка – это сложная конструкция, а ее формирование – длительный и многогранный процесс, подверженный влиянию множеству факторов.

Какой же бывает самооценка

  • Заниженная (малыш чувствует себя ущербным, негативно относится к себе, испытывает страхи и неуверенность).
  • Завышенная (кроха переоценивает свой потенциал и возможности, игнорируя недостатки).
  • Адекватная («золотая середина», ребенок воспринимает себя таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками).

Формирование самооценки в каждом возрасте имеет свои нюансы и особенности. В младшем дошкольном возрасте (с рождения до 4 лет) самосознание развито не в полной степени, кроха еще не умеет глубоко оценивать свои поступки и анализировать их. Этот период очень важен, ведь именно в раннем детстве постепенно развивается основа, с помощью которой в дальнейшем будет формироваться самооценка.

Дети раннего возраста , как правило, окружены повышенным вниманием, регулярно получают похвалу от мамы и папы за малейшие успехи и достижения. Любовь родителей, их забота, понимание и поддержка, а также правильный психологический климат в семье дарят ребенку уверенность в своих силах и чувство защищенности. Это, несомненно, поможет в формировании адекватной самооценки. Малышу важно чувствовать себя нужным и важным.

Чтобы кроха стремился вести себя правильно и соответствовать ожиданиям взрослых, родителям необходимо с детства учить его положительно воспринимать себя . Убедите малыша, что если у него что-то не получается сейчас, то в скором времени непременно получится. Не бойтесь делать замечания, но критикуйте не ребенка, а его поступки. Помните, что чрезмерная похвала и опека могут сыграть плохую роль в формировании самооценки.

ОСОБЕННОСТИ! Дайте малышу возможность почувствовать свои успехи. Для этого не требуйте от него того, что ему не под силу. Ведь ребенок, который не любит рисовать, вряд ли станет художником. Позвольте крохе заниматься любимым делом, которое хорошо у него получается и приносит удовольствие и положительные эмоции.

Когда наступает период подготовки к школе (от 5 лет и до 6-7 лет), на восприятие его собственного «Я» влияют не только родители и психологический климат в семье. Малыш повзрослел, научился оценивать свои поступки, по-своему их анализировать. Он уже воспринимает себя как личность, постепенно отделяясь от матери. Кроме того, многие малыши этого возраста уже прошли этап социализации в детском саду. Они научились взаимодействовать с другими детьми и чувствовать себя частью большого коллектива.

Самооценка ребенка тесты

Для определения степени самооценки используют различные виды диагностики , самыми распространенными из которых являются тесты. «Лесенка» и «Смешные человечки» наиболее популярные из них.

  • Тест «Лесенка» . На нарисованной 10-ступенчатой лестнице попросите ребенка расположить себя на той ступеньке, на которой он себя видит. Объясните, что плохие детки должны находиться на самой нижней ступеньке, хорошие – на самой верхней. Рисунки на 4-7 ступени свидетельствуют об адекватной самооценке, на 1-3 – о заниженной, на 8-10 – о завышенной.
  • Тест «Дерево» . Крохе необходимо показать рисунок, на котором изображено дерево и сидящие на его ветках человечки. Попросите карапуза обвести ярким фломастером того человечка, который больше всего напоминает ему себя. После – того человечка, на месте которого он бы хотел находиться. Скачать изображение для проведения теста, а также детальную интерпретацию результатов к нему вы сможете в интернете.

Помните, лучше всего узнать об уровне самовосприятия ребенка помогут доверительные и регулярные беседы с ним.

Самооценка детей школьного возраста

Самооценка детей младшего школьного возраста зависит не только от собственного восприятия, но и от оценки других людей, учебно-воспитательного процесса, общения со сверстниками, успеваемости в школе и многих других факторов. Первоклассник сталкивается с новым персонажем, который оказывает непосредственное влияние на формирование многих личностных качеств – учителем.

Первые школьные годы особенно сложны для малыша, он переживает новый спектр эмоций, проводит сложную психологическую работу над собой. В это время родителям особенно важно быть внимательными и понимающими, ведь даже на маленького человека с огромным потенциалом можно повесить ярлык неудачника.

Помогите крохе раскрыть свои таланты и возможности , познать себя, безболезненно пройти адаптацию к новым условиям. Не сравнивайте его успехи с достижениями других детей, хвалите его пусть даже за небольшие успехи в учебе.

Для определения уровня самооценки можно воспользоваться психологическим тестом в форме игры «Проигрывание ситуаций». Для этого малышу необходимо сыграть роль самого себя в различных жизненных ситуациях. Например, попросите чадо представить следующее: «дети во дворе играют в мяч, ты опоздал, но очень хочешь участвовать. Как ты попросишь их принять себя в игру? Как поведешь себя, если они не захотят этого делать?» Родители могут исполнить роль других персонажей, а после поменяться ролями с малышом.

Такая методика поможет не только выяснить уровень самовосприятия крохи, но и узнать о его личностных качествах и особенностях поведения в той или иной ситуации. Родителям важно пояснить малышу, как правильно себя вести и как не стоит поступать. Для таких уроков подойдут самые разнообразные сценарии, как вымышленные, так и взятые из жизни.

Определить уровень самооценки помогут не только тесты, но и наблюдения родителей и педагогов. Например, если ребенок часто хвалит себя, не замечает своих недостатков, не считается с мнениями других людей, демонстрирует чрезмерную амбициозность – все это свидетельствует о завышенной самооценке. Излишняя самокритичность, отсутствие веры в собственные силы и успех, потеря интереса к прежним увлечениям, частые вспышки уныния и тревоги – признаки заниженного самовосприятия.

Самооценка у детей с нарушением речи, у детей с ЗПР (задержкой психического развития)

Самовосприятие малышей с задержкой психического развития (ЗПР ) зачастую требует коррекции и тщательного контроля со стороны родителей и учителей. У этих детей недостаточно сформированы такие мыслительные процессы, как анализ, обобщение, кроме этого нарушено восприятие, внимание, а также качество познавательных процессов. Малыши быстро утомляются, эмоции их поверхностны и неустойчивы. Задания, с которыми с легкостью справляются их сверстники, зачастую вызывают у них сильные затруднения.

ВАЖНО! Не перехваливайте ребенка, старайтесь поощрять, когда он действительно этого заслужил. Ведь излишняя похвала может способствовать формированию завышенного самовосприятия.

Самооценка у детей с ЗПР имеет свои особенности. В большинстве случаев она отклонена от нормы , отличается противоречивостью и неустойчивостью. Сравнивая себя с другими, такие малыши часто страдают комплексом неполноценности, повышенной неуверенностью и тревожностью. Особенно остро это ощущается, когда ребенок имеет трудности в обучении, получая те задания, которые ему не под силу.

В других случаях, взрослые, «искусственно» нахваливая ребенка, стараясь этим компенсировать его особенности развития, оказывают ему «медвежью услугу» . Тот, в свою очередь, начинает переоценивать себя и свои возможности. Он не способен проводить адекватную оценку своих поступков и действий.

В наше время задержка психического развития поддается коррекции и дети с такими проблемами, при правильном организованном учебно-воспитательном процессе, поддержке со стороны родителей, регулярном проведении тестирований и коррекционных мероприятий добиваются хороших успехов и даже интеллектуально не только догоняют сверстников, но и зачастую превосходят их. Такая же ситуация и в случаях педагогической и психологической практики с детьми с нарушениями речи.

Самооценка ребенка: книга для родителей

Для того чтобы подробнее понять природу формирования детской самооценки вам понадобится специализированная литература. Следующие издания наиболее популярны среди читателей.

  • «Самооценка у детей и подростков», Гюру Эейстад.

В этой книге вы узнаете, как построить доверительные отношения со своим чадом, как научить его прислушиваться к себе, понимать мотивы и чувства. Автор дает множество советов, которые позволят родителям разобраться во многих аспектах детской психологии. Это издание – настоящая мини-энциклопедия для мам и пап.

  • «Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку»,
    Елена Новиченкова.

Для формирования адекватной самооценки недостаточно одной лишь родительской любви. Если вы не знаете, как повлиять на формирование здоровой самооценки у ребенка – эта книга поможет вам. С ее помощью вы сможете найти ответы на множество волнующих вопросов – как справится с кризисами в развитии, как помочь ребенку преодолеть трудности, как стать малышу другом и построить доверительные отношения и т. д.

Помните: самооценка детей нестабильна и пластична , в течение жизни из-за различных обстоятельств она может меняться в ту или иную сторону. Но в любом жизненном периоде такие постулаты, как правильный психологический климат в семье, теплая атмосфера и родительская любовь играют неотъемлемую роль в построении фундамента, на основе которого формируется личность ребенка.