Ботаническая экскурсия путешествие в осеннее царство. Познавательно - развлекательная игра "путешествие в осенее царство". Игра-конкурс « Перейти лужи по камешкам»

Штарлакова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКОУ "Теткинская школа-интернат"
Населённый пункт: Курская область. Глушковский р-он. пгт.Теткино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в осеннее царство"
Дата публикации: 06.10.2017
Раздел: начальное образование

Осень… Золотое время года.

Приобщать детей к творчеству писателей, писавших на осеннюю тему; воспитывать

чувство коллективизма, взаимопомощи.

Развивать умение видеть в осени прекрасное время года, развивать мышление, память,

речь уч-ся.

Ход мероприятия:

Звучит песня «У природы нет плохой погоды»

Здравствуйте, ребята! О чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Вот художник так художник!

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл,

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?.. (осень)

Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим

сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов. А

ведь и правда. Оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко

вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на

деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилием яркостью

рассыпанных по нему звезд.

Сегодня мы будем говорить об осени, а точнее – путешествовать по осеннему

царству. Хотя осень, с одной стороны, это грустное время года, так как прошло теплое

лето, но все же это такое прекрасное, такое чудесное время. А сколько стихов написано

про осень! Послушаем наших чтецов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Листья для букета

Нам подарят клены:

Много красных, желтых

И чуть-чуть зеленых.

По утрам на лужах

Трескаются льдинки.

Скоро запорхают

Первые снежинки

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит,

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор.

Листья поблекнуть еще не успели

Желты и свежи лежат, как ковер.

Некрасов Н.

Спасибо вам за стихи.

Осень – это такое разноцветье красок! Осень – это такое буйство природы! Осень воспевают,

осень ждут. И мы с вами сейчас отправимся путешествовать по осенним месяцам. У нас будут три

команды: «Сентябрь», «Октябрь» и «Ноябрь».

Ведущий .

Выберите капитанов.

Команды готовы. Пора отправляться в путешествие.

Снова осень к нам явилась в сентябре,

Часто дождик нам играть мешает во дворе.

Но зато, какие краски, посмотри,

На кустах, на всех деревьях у листвы.

Первая станция называется “Сентябрь”.

народный праздник – Воздвиженье. “Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет” –

говорили в народе. С этого дня медведи в берлогу залегают. Сентябрь – время уборки

И наш первый конкурс – “Овощные загадки”.

(показывать картинку- отгадку)

Голова на ножке, в голове горошки.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид- похож на мяч.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Что без боли и без печали доводит до слез?

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

(Картошка)

Маленький и горький, луку брат.

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки…

(Кабачок)

В огороде хоть росла,

Знает ноты “соль” и “фа”.

В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

(Баклажан)

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

Это вовсе не игрушка -

Ароматная…

(Петрушка)

В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных.

(Кукуруза)

18. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

Осенью, особенно в сентябре, много делают заготовок из овощей – различных салатов и

И наш следующий конкурс называется «Волшебный мешочек.»

Приглашаются по одному человеку из команды.

Задание: С завязанными глазами достать овощ из мешочка и отгадать его.

Пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы отправляемся дальше на следующую

Это станция «Октябрь»

Солнышко не ярко светит.

Сразу вслед за сентябрем

Заглянул в окошко месяц,

Что зовется октябрем.

Название этого месяца произошло от латинского слова «окто» - «восемь».

У древних славян по календарю октябрь был восьмым, но назывался листопадником,

должен пойти первый снег.

Давайте послушаем результаты конкурсов с первой станции. Слово жюри.

А теперь мы начинаем конкурсы на станции «Октябрь».

Осень – это не только игра цветов, красок и оттенков. Это и богатый урожай, который

осень дарит людям.

Все раскрасит осень в множество цветов, много ягод нам подарит и грибов.

Прошу выйти капитанов команд ко мне. Следующий конкурс «В лес по грибы»

Задание: У меня грибы – подберезовики, опята, боровики. Капитаны каждой команды

выбирают по одному грибочку и кладут в корзиночку. А мы посмотрим как они знают

Нужно взять только свой гриб.

А теперь все вместе посчитаем, сколько грибочков собрала правильно каждая команда.

Следующий конкурс»Осенний листопад»

Капитаны берут понравившийся листик и читают вопрос. Команда отвечает.

(Каждая команда отвечает по очереди.)

Какие овощи усатые? (фасоль, горох)

У какого овоща есть глазки? (картошка)

Какой овощ мешал спать принцессе? (горох)

Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)

Закутан ребенок в сорок пеленок(капуста)

Кругла да гладка, а откусишь –сладка, засела на грядке крепко.Я (репка)

И зелен и густ на грядке куст. Покопай немножко, под кустом – (картошка)

В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так

едят (помидор)

Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит.

(подсолнух)

Подведем итоги конкурса.

И следующая станция «Ноябрь».

Стало небо серым в ноябре,

Часто дождик сыплет на дворе.

Птицы стаями на юг от нас летят.

И деревья облетевшими стоят.

«Анаграмма»

1 команда

еястньбр (сентябрь)

джьод. (дождь)

2 команда

бкроять (октябрь)

ожуйра (урожай)

3 команда

няьобр (ноябрь)

лтаипдсо (листопад)

Пока капитаны расшифровывают свои задания, мы с вами проведем конкурс, который

называется «Доскажи словечко»

Есть у туч осенних серых

Свой сердитый вождь,

Целый день пускает стрелы -

Серебристый…

Такому чуду каждый рад –

Нам дарит осень…

(листопад)

На полянке Парамошка

Собирал грибы в *******.

(Лукошко)

Шли в лукошко все маслята,

Шампиньоны и *****.

Шли в лукошко говорушки,

Сыроежки и ********.

(Волнушки)

Но остались на полянке

Мухоморы и *******.

(Поганки)

Захотелось плакать вдруг –

Слёзы лить заставил….(лук)

Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску)

Отыскали, наконец,

И зелёный …(огурец)

Кто, ребята, не знаком

С белозубым…(чесноком)

Под кустом копнёшь немножко,

Выглянет на свет… (картошка)

Разве в огороде пусто,

Если там растёт…(капуста).

Загадки – обманки.

хочу предложить вам отгадать загадки-обманки. В этих загадках даны неверные ответы.

Вам надо прослушать внимательно загадку и ответить правильно.

Облетели листья с клёна,

Ствол стал к осени...

(зелёным, голым)

Урожай уже собрали,

Птицы к югу улетали…

День короче, ночь –длиннее...

Ошибаться мы не смеем.

Что за время года это?

Ну, конечно, это...лето! (осень)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Небо хмуро, солнца нету,

Просто наступила...

осень (лето)

Меж коряг устроил домик

Шар колючий - добрый …

(гномик) ёж

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая …

(лисица) белка

Молодцы, ребята. Давайте посмотрим, как справились со своим заданием наши

капитаны. Назовите ответы.

Давайте послушаем жюри.

Ах, осень, осень… Кто-то радуется ее приходу, а кто-то, возможно огорчен. Но в каждом

времени года есть своя неповторимость: зима покрывает землю белоснежным

покрывалом, весной радует глаз молодая зелень, летом можно наслаждаться пением птиц.

а мы радуемся приходу прекрасного времени года – осени.

Вернемся к теме нашего классного часа.

Ирина Елисеева
Музыкальный праздник для детей 1–2 классов «Путешествие в осеннее царство»

Путешествие в осеннее царство

Цели :

Сплочение дружного, готового на взаимовыручку коллектива;

Обобщить и укрепить знания детей об осени , как времени года;

Развивать память, абстрактное мышление;

Развивать творчество и артистизм детей ;

Учить оценивать знания и умения товарищей, правильно реагировать на неудачу, радоваться победам и удачам друзей;

Поднять эмоциональное состояние детей ;

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи :

Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;

Формировать умение совместно работать в группе;

Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Адресат : учащиеся 1 класса

Актуальность : Мероприятие разработано с учетом возрастных, психологических особенностей младших школьников. В этом возрасте дети очень эмоциональны, подвижны, довольно непосредственны, их легко заинтересовать и увлечь. Детям данного возраста просто необходима смена деятельности, поэтому в «Путешествие в осенние царство » включены загадки, конкурсы, путешествие по станциям . В празднике задействованы школьники старших классов на роль Осени и Пугало . Первоклассники читают стихи , исполняют песни, участвуют в подвижных играх. На празднике обязательно присутствует сюрпризный момент. В конце путешествия Осень дарит и угощает дарами осени – яблоками .

Оборудование :

1. Газета «Осенняя пора – очей очарованье» (оформляют родители) .

2. Рисунки детей на тему «Осенняя пора » .

3. Пословицы и приметы осенних месяцев (подбирают дети) .

4. Загадки, стихи об осени , грибах, деревьях, животных, овощах, фруктах и цветах (подбирают дети) .

5. Осенние листья вырезают и раскрашивают дети, ободки с изображением овощей : моркови, огурца, помидора, свеклы и др.

6. Название станций : «Поэтическая» , «Музыкальная » , «Лесная» , «Грибная» , «Загадкино» , «Урожайная» , «Самоделкино» , «Осенних именинников » .

7. Маршрутные листы (билеты) .

8. Вагончики – стулья.

9. Оформление выставки : осеннего букета , овощей, фруктов и поделок из природного материала.

10. Песни про осень . (Прилагаются в презентации) .

Ход праздника.

Ведущий :

Дорогие ребята и уважаемые родители! Добро пожаловать в наш поезд «Букашка» . Пора отправляться в путешествие в осеннее царство . Все заняли свои места? Всем удобно? Тогда в путь!

Одарила гостья-Осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

Так давайте славить Осень

Песней, пляской и игрой!

Будут радостными встречи,

Осень , это праздник твой !

Ведущий :

Садимся в вагоны. Наш поезд отправляется в путь.

Дети поют песню «Паровоз Букашка» . СЛАЙД 1.

Клип «Золотая осень » .СЛАЙД 2.

Ведущий : Наш поезд прибывает на станцию «Поэтическая» .СЛАЙД 3.

(Дети читают стихи) .

Ведущий :

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых.

Подольше б золото не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

Ученик 1 :

Вот художник так художник :

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Ученик 2 :

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краски ливнем, чтобы вышло разноцветным,

Но совсем не так, как летом.

Отгадать загадку просим :

Кто художник этот?

Ученик 3 :

Ветки голые стучат,

Галки черные кричат,

В тучах редко просинь

Наступила…

Ученик 4 :

Гнезда черные пусты!

Меньше сделались кусты.

Ветер листья носит :

Осень , осень , осень .

Ученик 5 :

Осень нас к себе на праздник

Нынче пригласила.

Чтоб никто не опоздал

Осень попросила .

Ученик 6 :

И вот мы здесь. Сверкает класс .

Теплом согреты лица.

Пришла пора нам встретить Осень

И в танце закружиться.

(Дети говорят : Осень , осень

В гости просим)

(Появляется «Осень » )

Осень .

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется .

Я - Осень , лету на смену илу,

Осенние краски с собою несу .

Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?

Дети читают Осени стихи .

Игра-путешествие «В осеннее царство - щедрое государство»

Лисунова Ольга Михайловна, учитель начальных классов МКОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа Курчатовского района Курской области.
Описание материала: Мероприятие разработано с учетом возрастных, психологических особенностей младших школьников. В этом возрасте дети очень эмоциональны, подвижны, довольно непосредственны, их легко заинтересовать и увлечь, но ненадолго. Детям данного возраста просто необходима смена деятельности, поэтому в «Путешествие в осеннее царство - щедрое государство» включены загадки, конкурсы, путешествие по станциям.
Цели:
сплочение дружного, готового на взаимовыручку коллектива;
обобщить и укрепить знания детей об осени, как времени года;
Задачи:
формировать у учащихся этические представления, развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
формировать умение совместно работать в группе;
воспитывать любовь к природе
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. Мы разделимся на две команды. У меня в мешочке конфеты двух сортов. Их ровно столько сколько вас. Вы будете по очереди брать конфеты и образуете две команды. (Распределение детей по командам).
Прочтите название своих конфет. Так будут называться ваши команды. «Василек» и «Ромашка» .
(Команды выбирают капитанов)
А отправимся мы в наше путешествие на поезде. Прошу команды занять свои вагоны.
(Звучит свисток)
Наше путешествие началось. Чтобы не заскучать, предлагаю спеть веселую песню.
(Дети поют песню « Песенка друзей» Сл. С. Михалков, муз.М. Старокадомский)
Ведущий: Ребята, вот и первая остановка Станция «Осенняя» .

Нас встречает сама царица Осень.
Осень. Здравствуйте, мои милые друзья!
Спасибо, что пришли в гости в моё красочное царство. Позвольте вам представить моих помощниц: Сентябринка, Октябринка, Ноябринка .
На стене прикреплены два дерева. Команды участвуют в конкурсах. За успех они получают листики желтого, красного и оранжевого цвета. Эти листики они приклеивают на свое дерево. У какой команды будет больше листиков на дереве, та и победила.
Василек


Ромашка

Сентябринка.
-А сейчас мы объявляем осенний конкурс пословиц об осенних месяцах?
(Ответы детей)
Холоден сентябрь, да сыт.
В сентябре и лист на дереве не держится.
Сентябрь покажет: посеешь жито наспех - оно родит на смех
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
В сентябре одна ягода, и та - горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
Октябрь - капустник, пропах капустой.
Октябрь - ложка воды, ведро грязи.
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой.
В октябрьское ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит,
ревёт, сверху льёт и снизу метёт.
Октябрь - грязник ни колеса, ни полоза не любит.
Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме - родной батюшка.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрь - ворота зимы.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Осень - перемен восемь.
Осень велика, зима долга.
За каждую пословицу команда получает листик на свое дерево.
Осень. - Ребята! Давайте поиграем.
Игра называется «Угадай, с какого дерева листок»
Осень. Нам пора в путь. Поезд отправляется. Ребята, спойте для меня песню!

Дети поют песню «Осень» (сл. М. Пожаровой, муз. Ан. Александрова.)
Осень. Наш поезд прибыл на станцию «Овощная»


Октябринка. Я предлагаю вам отгадать загадки. За каждый правильный ответ команда получает листик.
Под землёю птица
Гнездо свила,
Яиц нанесла.
(Картофель)
Я - красная девица,
Зелёная косица!
Собой горжусь,
Для всего гожусь!

И для сока, и для щей,
Для салатов и борщей,
В пироги и винегрет,
И... зайчишкам на обед!
(Морковь)
Я кругла и крепка,
Тёмно - красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи,и в винегрет.
(Свёкла)
Кафтан на мне зелёный,
А сердце - как кумач;
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз)

Стоит матрёшка
На одной ножке,
Закутана, запутана.
(Капуста)

Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий,
Стрелочкой зелёной
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово,
Ешьте меня всяким -
Будьте здоровы.
(Лук)

Я на солнышко похожа,
Я росла на грядке тоже,
Сладкая да крепкая,
Называюсь... (репкою).

Растёт на грядке
Зелёная ветка,
А на ней
Красные детки.
(Помидор)

Осень. А сейчас – конкурс.

Конкурс «Чей салат вкуснее»
Командам дают различные овощи, из которых дети готовят салат.

Осень. Наше путешествие продолжается. Мы прибываем на станцию «Грибная».


Ноябринка. Объявляется конкурс стихов о грибах.
Подосиновик.
Он в осиннике родится,
Как в траве ни притаится,
Всё равно его найдём:
Шляпа красная на нём.
Боровик.
Смотрите, вот он, белый гриб,
Грибной военачальник!
К атласной шляпке лист прилип.
Пожухлый и печальный.
Маслёнок .
Весь на виду, возле сосен стоит он,
Ростом с вершок,
Словно подсолнечным маслом пропитан,
Жёлт корешок.
Моховик .
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Подняв над головой.
Осень. Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы читали стихи. А сейчас поиграем.
Игра «Грибники»
Участвую по 2 человека. На полу разбросаны кубики. В руках у детей корзинки. Детям завязывают глаза. По сигналу они начинают собирать «грибы». Выигрывает тот, кто наберет больше.
Путешествие продолжается.
Осень . Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо,что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой...
И. Бунин
И мы с вами вступаем в лесное осеннее царство. Мы на Лесной станции.


Сентябринка. Лес осенью не только красив, но и сказочно богат. Назовите все осенние лесные богатства. (Дети называют ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, для зверей - шишки, желуди, орехи, грибы и т. д.)
Октябринка. А какие загадки о деревьях, о лесе вы знаете? (Дети загадывают загадки)
В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес)

Что цветёт без цвета? (Сосна)

Белый передник,
Зелёная коса. (Берёза)

Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

В костяном горшочке
Каша сладенькая
На солнце варилась.(Орех)

Зелёные кусточки,
Алые цветочки;
Когти - коготочки
Стерегут цветочки.(Шиповник)

Весной - беленая,
Летом - зелёная,
Осенью - каленая,
Зимой - хваленая.(Калина)

По округе славится
Зелёная красавица,
Сарафан - как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка - с опушечкой,
С острою макушечкой.(Ель)
Игра «Угадай меня»
Сейчас мы каждому из вас дадим по листочку различных растений (трав, кустарников, деревьев). Определите своё растение. (Дети называют растения.)

Осень. Наше путешествие подошло к концу. давайте посчитаем, какая команда заработала сегодня больше листиков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Попереченская основная общеобразовательная школа»

Юргинского района Кемеровской области

Сценарий праздника для 1-4 классов

«Путешествие в Осеннее царство»

подготовила

учитель начальных классов

Бушманова Наталья Анатольевна

с. Поперечное

2013

Ведущий:

Дорогие ребята, уважаемые гости. Мы сегодня собрались здесь, чтобы сказать «спасибо» одному из чудеснейших времен года. Именно оно собрало нас сегодня всех вместе.

Хочется пригласить вас в замечательное царство, в котором живет прекрасная царица, а имя её поможет узнать вам загадка:

Несет она нам урожай,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья укрывает,

Но не касается елей и сосен,

Потому что это... (осень)

(Звучит музыка П. И. Чайковского, дети рассаживаются, выходит ведущий.)

Ведущий:

Сказка-сказка прибаутка!

Рассказать ее не шутка!

Чтобы сказка от начала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб в середке весь народ

От нее разинул рот,

Чтоб никто - ни стар, ни мал -

Под конец не задремал.

Друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие - в прекрасную сказку, на детский праздник Царицы Осени. В дорогу мы возьмем ценный багаж - шутки и смех, песни и пляски, иначе нас просто не пропустят в сказочное Осеннее Царство. На чем мы туда поедем?

Дети : На автомобиле, поезде или самолете?

Ведущий : Ничего подобного! Все очень просто! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь в сказку отвори!»

(Дети повторяют.)

Ведущий: Кажется, мы на месте. Никто не отстал? Все здесь?

Дети (хором:) Все!

(В этот момент в зал вбегают три Глашатая в нарядных желто-красных костюмах, шапочках или беретах с перьями. В руках у них свитки.)

Глашатай 1 (разворачивая свиток): Внимание! Внимание! Сегодня государыня наша Царица Осень соизволила пригласить всех своих подданных и заморских гостей на детский праздник!

Глашатай 2 Внимание! Внимание! Всем Ванюшкам и Катюшкам! Всем Андрюшкам и Танюшкам! Всем Иришкам и Мишкам! Всем Коленькам и Оленькам!

Всем Светкам и прочим деткам! Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на детском празднике до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит - не сносить тому головы!

Глашатай 3 : Внимание! Внимание! На детский праздник веселый прибудет сама государыня наша Царица Осень и три ее сына-Царевича: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. (Оглядывается.) Да вот и они сами! Встречайте! Музыка!

(Звучит торжественная музыка. Первой в зал входит Царица Осень. В руке Царицы - длинный, увитый цветами и листьями посох, на который она опирается. Вслед за ней идут три молодых Царевича: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Царица садится на трон, рядом на стульях усаживаются царевичи, за каждым из них стоновится Глашатай.)

Глашатай 1 (выходит вперед):

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

Глашатай 2 (выходит вперед):

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Глашатай 3 (выходит вперед):

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберем из листьев веер,

Яркий и красивый,

Пробежит по листьям ветер,

Легкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают,

Значит, лета больше нет,

Осень наступает. (Глашатаи уходят )

Царица Осень: Дорогие ребята, хочу я вас испытать, узнать, хорошо ли вы меня знаете. Попробуйте правильно собрать рассыпавшиеся пословицы. (Детям раздаются полоски бумаги с частями пословиц. Они должны соединить пословицы, встав в пары)

1. Осень - у погоды перемен восемь.

2. Лето со снопами, а осень с пирогами.

3. Холоден сентябрь, да сыт.

Царевич Сентябрь (обращаясь к Царице Осени) : Дорогая матушка, мы сыны твои любимые: Я, братец Октябрь и братец Ноябрь решили сегодня потешить, повеселить тебя да показать, на что мы способны. У каждого из нас есть помощники верные, на все гораздые. Дозволь же, матушка начать наш праздник!

Царица Осень (встает с трона и трижды ударяет посохом) : Дозволяю начать детский праздник! Повеселимся же сегодня вволю! Придумал кто-то, что осень - унылая пора! (Обращается к Сентябрю.)

Начинай-ка ты, Сентябрь-чародей, сынок мой любимый, милый, шаловливый. Представь нам своих помощников!

Царевич Сентябрь : Дети 2 класса показывают плакат, нарисованный к стихотворению и читают стихотворение )

Ученик 1.

Плывут паутинки

Над сонным живьем,

Краснеют рябины

Под каждым окном,

Хрипят по утрам

Петушки молодые,

Дожди налегке

Выпадают грибные,

Поют трактористы

На зябь выезжая,

Готовятся села

Ко дню урожая.

Царевич Сентябрь : А теперь я приглашаю вас в осенний лес. Посмотрим, что здесь растет.

(Выходят дети 2 класса, загадывают загадки о грибах, надевают шапочки с изображением гриба.)

1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я...

Дети . Подосиновик

2. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных.

Собирай, не мешкай, я ведь

Дети . Сыроежка.

3. А я очень важный

На беленькой ножке.

Я с красною шляпкой,

На шляпке - горошки.

Дети. Мухомор.

4. В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются...

Дети: лисички

5. Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок -
Гриб такой зовут...
Дети: Маслёнок

6. Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый…

Дети: боровик

7. Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Дети. Опята

8. Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная…

Дети. Поганка

9. Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

Дети. Подберёзовик

10. В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный...

Дети: Груздь

Царевич Сентябрь : Какие грибы мы возьмем из лесу, а какие оставим?

В сентябре и в огороде урожай собирать пора!

Ведущий: Какие овощи мы убираем осенью? Посмотрим сценку «Почему помидор стал красным» (учащиеся 1 класса )

Сказка о том, почему помидор стал красным

Ведущий. В давние времена жили на одном огорода овощи. (По одному выходят овощи и представляются.)

- Я - веселый молодец, Я - зеленый огурец.
- Без меня на грядке пусто, А зовут меня капуста.
- Без меня вы, как без рук, В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор Вкусный сладкий помидор.

Ведущий. Хозяйка любила свой маленький зеленый огородик и каждый день поливала его.
Хозяйка (ходит с леечкой и «поливает» овощи). Я полью свой огород, Он ведь тоже воду пьет.
Ведущий. Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор.
Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете.
Огурец.
Слушай, это просто смех –
Хвастать, что ты лучше всех.
Лук.
Не поймет никак он, братцы, –
Некрасиво задаваться.

Ведущий. А помидор все свое твердил.
Помидор. Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете!
Овощи. Хвалился, хвалился (хором) И с куста свалился!
Ведущий. В это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.

Хозяйка уводит все овощи.

Ведущий. Летела мимо ворона.

Ворона. Кар! Кар!
Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен!

Ведущий. Стыдно стало помидору. Заплакал он и покраснел от стыда.
Помидор. Вы меня, друзья, простите, Вы с собой меня возьмите.
Ведущий. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла и взяла его с собой. Хотите – верьте, хотите – нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными

Игра-конкурс « Посади и собери урожай картошки»

Две команды детей в виде эстафеты бегут, садят картошку в другом конце класса, а затем едут на игрушечных грузовиках собирать по одной картошке и везти к финишу, кто раньше.

Царица Осень : Молодец, сынок Сентябрь. (Обращается к царевичу Октябрю.) Пришел твой черед, сын мой второй. Октябрь золотой! Покажи свое умение и представь свои творенья!

Царевич Октябрь: Ну- ка, ребята, покажите мой портрет и расскажите обо мне. (Дети 3 класса показывают плакат, нарисованный к стихотворению и читают стихотворение )

Ученик 2:

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор, как в солнечных лучах -

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть это

Улетает наше лето.

Царевич Октябрь: А теперь давайте посмотрим, как живут птицы осенью.

(Дети 3 класса разыгрывают сценку «Разговор птиц».)

Ученик: Закричал раз утром мудрый ворон.

Ворон . Жители леса! Осень у лесного порога. Все ли готовы к ее приходу?

Птицы (все). Готовы.

Ворон . Перво-наперво осень холоду напустит. Что станете делать?

Перелетные птицы . Мы улетим в теплые края.

Зимующие птицы . А мы пуховые телогрейки наденем.

Ворон. Затем осень листья с деревьев начнет срывать.

Зимующие птицы. Пусть срывает. Ягоды видней будут.

Ворон . Потом осень последних насекомых заставит спрятаться.

Зимующие птицы . А мы, дрозды, на рябину навалимся. А мы, дятлы, шишки начнем шелушить. А мы, щеглы, за сорняки примемся.

Ворон. В конце концов осень скукой донимать станет.

Зимующие птицы . Нас скукой не проймешь. Будем сыты - не заскучаем.

Ученик: Махнул тут крылом мудрый ворон и улетел.

Ведущий: Всем известно к слову «кит»
Рифма звонкая «летит»
Но кто слыхал, чтоб кит летал.
Давайте сыграем в «да» и «нет »
Найдите правильный ответ.
Отгадайте без подсказки
кто летит, кто не летит.
Тот в игре и победит
Кто не вылетит ни разу.
На «да» - хлопок.
На «нет » - топоток.

Летит - летит - орёл,
Летит - летит - козёл,
Летит - летит - щегол,
Летит – летит - синица,

Летит – летит - горчица,
Летит – летит - сазан,
Летит – летит - фазан.
Летит – летит - лягушка,
Летит – летит – старушка,
Летит- летит - глухарь,
Летит – летит - сухарь,
Летит - летит – гагара,
Летит - летит - гитара,
Летит – летит - утёнок,
Летит-летит - ворона,
Летит-летит – корона.
Летит – летит - сова,
Летит – летит - трава.
Летит – летит – удод,
Летит- летит – компот.
Летит – летит скворец,
Летит – летит – дворец.
Летит - летит – кувшин,
Летит – летит - пингвин,
Летит - летит - дракон,
Летит – летит - балкон.

Ученик 3: Осенние денечки, в саду большие лужи,

Последние листочки холодный ветер кружит.

Вот листочки желтые, вот листочки красные,

Соберем в гирлянды мы листочки разные.

Игра-конкурс «Соберем листочки»:

Каждая команда складывает свой листочек, разрезанный на части. Затем собирают с пола листочки такого же цвета и формы, кто быстрее.

Царица Осень: Спасибо, сынок Октябрь! И твои помощники мне очень понравились. (Обращается к Царевичу Ноябрю.) А теперь твоя очередь, сын мой серьезный, Ноябрь морозный!

Царевич Ноябрь: Ну- ка, ребята, покажите мой портрет и расскажите обо мне. (Дети 4 класса показывают плакат, нарисованный к стихотворению и читают стихотворение )

Ученик 4: Земля остыла, улетели птицы,

Закончился в природе листопад.

Колючим холодом и первым белый снегом

Ноябрь укрывает голый сад.

Пруды замерзли и слегка

Ледком подернулась река.

Ведущий: А сейчас давайте изобразим погоду в ноябре.Девочки будут изображать дождь, а мальчики - ветер. (Обращается к девочкам) Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети (громко): Кап-кап-кап-кап!

Ведущий (обращаясь к мальчикам) : А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети (хором): У-у-у-у-у!

Ведущий: Молодцы! Ну, а теперь все вместе!

Дети «капают» и «воют».

Ведущий (обращаясь к Царевичу Ноябрю): Ну что, Царевич Ноябрь, похоже?

Царевич Ноябрь : Похоже, еще как похоже! Даже под зонтик встать захотелось, чтобы спрятаться от холодного дождя

(Дети 4 класса исполняют сценку)

Ученик: Дождь пошел, побежал, расшумелся,

Сразу все от него по домам.

Дождь запел, заплясал, завертелся,

Стал по стеклам постукивать нам.

Заяц:

Холодает с каждым днем,

Очень зябко под дождем.

Весь дрожу я, весь промок,

Как осиновый листок.

Мне бы домик, да посуше,-

Там согрел бы

Лапки, уши. Апчхи!

(Выходит девочка, раскрывает зонт)

Ученик:

Тут раскрылся очень кстати

Зонт в руках у нашей Кати.

Катя:

Залезай под зонт, малыш,

Согреешь лапки – убежишь!

Лиса:

Зонтик ваш такой чудесный,

Нам втроем не будет тесно!

Катя:

К нам, лисичка, поспеши,

Хвост пушистый подсуши!

Медведь:

Добрый день вам!

Здравствуй, Мишка!

Медведь: Угощаю всех вас шишкой.

Все: Спасибо.

Медведь: Можно мне под зонтик влезть?

Нос и уши обогреть?

Лиса: Ой-ой-ой! Очень уж велик твой рост!

Ты помнешь мой пышный хвост!

Катя: Хватит места под зонтом!

Нам не тесно вчетвером!

Воробей:

Тут воробышек летит,

Еле слышно говорит:

Я под дождиком летал,

Всюду зернышки искал.

Крылышки отяжелели.

Я летаю еле-еле.

Катя: К нам, воробышек, лети!

Хватит места всем пяти!

Вот и дождик перестал.

Заяц: Ну, тогда я поскакал!

Лиса: До свиданья. Мне пора,

Там в лесу моя нора.

Медведь: Ну и мне пора в дорогу,

Спать пойду в свою берлогу.

Воробей: Полетел тогда и я.

До свидания, друзья!

Катя: До свидания, друзья!

Ведущий: Ой, сколько воды, кругом лужи.

Игра-конкурс « Перейти лужи по камешкам»

Две команды детей в виде эстафеты перекладывают по две картонки, на которые становятся поочередно ногами и переходят в другой конец класса, кто раньше.

Царица Осень : Ну, хватит, сынок Ноябрь! А то ты совсем сыро и грустно стало!

Чтобы было веселей, позовем еще гостей
Дружно, дружно позовем:


Дети: Гости, гости мы вас ждем!

(звучит музыка из кинофильма «Джентльмены удачи», входят и поют Слякоть и Холодрыга)

Слякоть и Холодрыга:

Лишь осень настает, приходит наш черед
И Слякоть с Холодрыгой наступают
А нас никто не ждет, а нас наоборот
А нас всегда ругают да ругают

Слякоть: Я – Слякоть, я кругом в галошах и с зонтом
Брожу по лужам, сырость нагоняю

Холодрыга: А Холодрыга – друг все бегает вокруг,
На всех прохожих стужу напуская.

Слушай, Слякоть, это, наверное, нас в гости звали.

Слякоть: Что ты, Холодрыга, что ты. Апчхи! Сколько лет живу на свете, никто меня в гости ни разу не звал.
Холодрыга: Да и меня, Холодрыгу, тоже не очень-то жалуют. Ну, раз нас не позвали, то пожалеют об этом. Мы им весь бал испортим.
Слякоть: Ой, а кто это?.. Да это же Осень! Сама Королева бала!
Холодрыга: Золотая Осень!
Слякоть: Радуется. Ей и песни поют, и стихи читают
Холодрыга: Ишь, как все ее любят!
Слякоть: А нас нет (ревет)
Холодрыга: Фу, какую слякоть развела! Не реви и без тебя холодно. Лучше подумай, как эту Осень проучить, чтоб не зазнавалась.
Слякоть: Придумала! Сейчас мы ее заколдуем, и она заснет, ведь она с зимой не дружит и холода боится. А сами такую слякоть разведем, такой холод устроим, что она с золотой превратиться в дождливую…
Холодрыга: Бррр! Бррр!
Слякоть: Превратим в скучную осень, тогда и ее, никто любить не будет.
Холодрыга: А если она расколдуется?
Слякоть: Что ты! Она расколдуется только тогда, когда ее такую противную, снова полюбят и к себе позовут. А этого не будет никогда!
Холодрыга: Как же мы ее заколдуем?
Слякоть: Сейчас я слякоть разведу, а ей скажу, что это раствор красоты…. (обращаясь к Осени) Осень золотая!
Будь еще краше, выпей элексир красоты! (осень выпивает и засыпает)
Холодрыга: Ура! Получилось! Ну, держитесь, теперь я вас заморожу! (бегает около детей с большим веером)
Ведущий: Стойте, что вы делаете? Вы же на праздник пришли. Ой, что же это такое! Как беде помочь? Осень, Осень, что с тобой? Где же взгляд лучистый твой?
Стойте, ребята, помните Слякоть и Холодрыга говорили, что Осень проснется, если мы без нее заскучаем и позовем, даже дождливую и холодную. Но что же хорошего можно найти в такой осени?
Слякоть и Холодрыга: Ищите, ищите, может найдете.
Слякоть: Чихать можно!
Холодрыга: Болеть можно!
Слякоть: С сырыми ногами походить.
Холодрыга: И с синим носом. Бррр!
Ученик 2 класса

Да разве дождик – это плохо?
Надень лишь только сапоги,
И в них не только по дорогам
А хоть по лужицам беги!
Ученик 2 класса : Осень дети не забудут,
Уходите прочь отсюда!
Уходите, мы вас просим,
Все равно проснется Осень!
Осень очень нам нужна,
Все дети: Всем нам нравится она!
Холодрыга: Уходим, уходим! Не будем вам мешать!
Слякоть: И гриппом вас не будем заражать! Веселитесь, дети! И будьте здоровы! Апчхи!
Ведущий: Уходите, уходите! Не чихайте тут!
(Холодрыга и Слякоть мелкими шажками убегают из зала, Осень просыпается)
Царица Осень: Ах, как долго я спала…
Где я? Что я?.. Поняла!
Вы, друзья, меня спасли
К вам вернуться помогли.
Неужели в самом деле
Вам дожди не надоели?
А как приятно под дождем
Шептаться с зонтиком вдвоем
И даже можно зонтик взять
И под дождем потанцевать.

(Дети 2 класса исполняют танец под песню «Виноватая тучка»)
Царица Осень : Славно мы попраздновали сегодня! Да, разная я бываю - веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и снегом мокрым, с холодными ветрами и заморозками. Но я очень рада, что все вы любите меня - за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки! Спасибо за то, что пришли сегодня на наш чудесный праздник в сказочном Осеннем Царстве, за то, что были такими активными и приняли участие в выставке поделок «Осенний калейдоскоп». Низкий всем поклон! (Кланяется.) (Проводится награждение за участие в выставкее поделок)

Учитель: Дорогие ребята и гости! Мы не забыли, зачем мы здесь собрались. Давайте все дружно скажем Осени «СПАСИБО».

Все : Спасибо!

Звучит музыка, дети встают и выходят из зала

Список использованных ресурсов:

1. › 2. 3. 4. // Начальная школа №10, 2006г.5. //Начальная школа №9, 2003г.