Азербайджанская национальная одежда женская. Национальный костюм Азербайджана: описание. I. история костюма

В фондах областного этнографического музея-заповедника г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области хранится великолепная коллекция предметов азербайджанской культуры, часть которой была передана в дар музею бывшим министром культуры Азербайджанской Республики, известным певцом и композитором Поладом Бюль-Бюль оглы в 1999 году и значительно дополненная безвозмездно переданными экспонатами тем же министерством в 2006 году. Среди подаренных предметов есть и национальные азербайджанские костюмы, головные уборы и обувь. Это, конечно, новоделы, выполненные современными азербайджанскими мастерами, но изготовлены они в национальных традициях. На примере этих интересных экспонатов, занявших достойное место в постоянной музейной экспозиции «Мы - народ Казахстана», можно познакомиться с особенностями азербайджанского национального костюма.

Одежда азербайджанских женщин XIX-начала XX веков издавна разделялась на плечевую и поясную. Плечевая - это рубаха (койнек), кафтанчик (архалук, архалык) или безрукавка, либо же длинное платье (дон), которое надевалось на рубаху. К поясной одежде относятся штаны (шалвары) и юбки (туман), как правило, длинные, до щиколотки. Обычно на простую туникообразную рубаху женщина или девушка надевала короткий кафтанчик (цельнокроеный или с отрезной баской) и дополняла этот комплект широкой юбкой. В старину женщины-азербайджанки носили штаны, которые постепенно были вытеснены юбками. Широкие штаны надевались с длинной рубахой, а узкие шалвары сочетались с длинным или укороченным платьем либо юбкой. Причём носили их так, чтобы нижняя часть шалваров, украшенная красивой узорной каймой или цветным шёлком, была хорошо видна.

Ткани, из которых шили одежду, были разнообразными - местного изготовления и привозные. К местным тканям относился, в первую очередь, шёлк, который изготавливали в Азербайджане с древних времён. А, начиная с XVII века, Азербайджан становится крупной шелководческой областью Ближнего Востока. В городах Шемаха, Баскал, Гянджа, Шеки производились удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров азербайджанские шелка ярких, сочных тонов, популярные не только в самом Азербайджане, но и за его пределами. Из этих тканей шили праздничную, свадебную одежду, которая у бедняков часто передавалась из поколения в поколение. Для пошива повседневной одежды использовали лён и простые хлопчатобумажные ткани: миткаль (хумайин агы), кумач (гумаш), ситец (чит) и домотканую шерсть (шал). А для придания ей прочности и блеска, шерсть сочетали с шёлковой нитью. Представительницы богатого сословия шили одежду из дорогостоящих привозных тканей - блестящей парчи, шёлка, бархата, тонкого сукна и «тирмэ» - шерстяной узорной ткани ручной работы, которую ткали в некоторых районах Южного Азербайджана и Северо-Западном Иране.

Какие цвета в одежде предпочитали женщины-азербайджанки? Преимущественно ярких, сочных тонов. Девушки и молодые женщины выбирали ярко-красный цвет и близкие к нему оттенки. Отметим, что свадебный костюм невесты всегда был традиционно красным. И по сей день, в свадебном наряде современной азербайджанки должен непременно присутствовать красный тон, поскольку по древним представлениям азербайджанцев, это цвет солнца и огня, символ благополучия и счастья. Добавим, что само слово «азер», являющееся корнем слова «Азербайджан» в переводе с арабского означает «огонь», а в далёкой древности предки азербайджанцев исповедовали религию зороастризм и поклонялись огню. До сих пор в Азербайджанской Республике сохранились древние храмы огнепоклонников.

Молодые азербайджанки чаще всего одевались ярко, пёстро, нарядно, нередко надевая цветную кофту с юбкой другого цвета, использовали многочисленные украшения золотистых тонов. И в этом они очень отличались от горянок Северного Кавказа и грузинок, предпочитавших строгую одежду тёмного, чёрного цвета и минимум украшений, чаще серебряных, чем золотых. Таким образом, цветовая гамма - важнейшая особенность и одна из определяющих черт стиля национальной одежды.

Особую роль в азербайджанской женской одежде играла её декоративная отделка. Подчас даже самый простой, и скромный костюм выглядел дорогостоящим благодаря замечательному мастерству вышивальщиц. Искусная вышивка, богатая отделка золотым и серебряным шнуром, шёлковым галуном, нарядным кантом, цветной или золотой тесьмой, тонким кружевом и бисером превращали простые по силуэту и форме изделия в настоящие произведения искусства. Чаще всего украшались края полочек кафтанов и безрукавок, подол, ворот и низ рукавов одежды. На кафтанчик (архалук) обычно нашивали серебряные застёжки разного вида: вызолоченные, со вставками из полудрагоценных камней или цветного стекла, с гравировкой чернью или филигранью. Повседневные костюмы декорировались узорной строчкой. Излюбленным и весьма распространенным украшением азербайджанского женского платья были монеты разного достоинства - серебряные и золотые. Шитые монетами нагрудники часто собирались заботами нескольких поколений.

Женское платье из фондовой коллекции музея-заповедника хоть и выполнено современными мастерами, но сохраняет национальный колорит. Оно состоит из главных элементов азербайджанского женского костюма: рубахи с расширенными книзу рукавами, архалука (короткого кафтанчика с отрезной баской) и широкой, свободной юбки. Все элементы сшиты вместе и отделаны золотистой парчой, чёрной тесьмой с блёстками и имитацией золотых монет, нашитых по поясу и горловине. Платье дополнено маленькой парчовой шапочкой, декорированной по краю бусинами, и белой полупрозрачной накидкой с декоративной каймой. Цвет национального азербайджанского платья традиционный - ярко-красный.

Непременным дополнением национальной одежды были ювелирные украшения - всевозможные бусы, ожерелья, нагрудные, налобные и височные украшения, серьги, браслеты, кольца, перстни и пояса - которые отличались большим разнообразием и придавали костюму художественно-декоративную завершённость и эстетичность. Изготавливались они местными ювелирами (зергерами) по индивидуальному заказу, представляли собой чистый эксклюзив и передавались по наследству.

Украшения в Азербайджане девочки носили с 3-4 лет, но только в качестве оберега в виде бусин и амулетов от «дурного глаза». К моменту замужества у девушки должен был быть целый комплект ювелирных украшений. Но носить их она могла не всегда: в дни религиозного обряда «йас», в сорокадневный период траура и в первые 40 дней после родов ношение украшений отменялось совсем. А в пожилом возрасте женщине дозволялся лишь самый минимум: скромного вида серьги и пара колец. Различий между типами украшений зажиточных и бедных жителей не было, но в украшениях богатых женщин использовались драгоценные металлы, камни и более сложные приёмы техники и отделки. Таким образом, ювелирные украшения, помимо своей эстетической функции, отражали ещё сословные и половозрастные различия, играли религиозно-магическую роль. Что касается поясов, то незамужние девушки их не носили совсем, но на свадьбу родители обязательно дарили своей дочери пояс (кемер), он был одним из основных предметов приданого. И уже в комплект одежды замужней женщины непременно входили пояса, которые имели не только утилитарное и религиозно-магическое значение, но и отражали социальное положение их хозяйки. Как правило, эта деталь одежды украшалась серебряными монетами, нашитых в несколько рядов и застёгивалась массивной пряжкой при помощи крючков.

Головные уборы азербайджанских женщин были достаточно разнообразными: шапочки различной формы, мешки-накосники, чепцы, и платки различных размеров и расцветок. Незамужние девушки носили невысокую шапочку с плоским верхом (арахчин) по типу тюбетейки, вышитую цветным шёлком или бисером. После 35-40 лет женщины повязывали чалмообразный головной убор (дингя), состоящий из двух-трёх платков. Но до сих пор в Азербайджане, особенно в сельской местности, широко распространены шёлковые платки (кялагаи) с набивным рисунком местного производства.

В фондах музея-заповедника хранится женский платок из нежнейшего азербайджанского шёлка светло-бежевого цвета с нарядной набивной каймой охристо-коричневого тона и мелкими белыми вкраплениями. Очень красив и арахчин - девичий головной убор. Вся его бордовая бархатная поверхность сплошь покрыта изящными крупными и мелкими цветами, искусно вышитыми бисером и стеклярусом розового, малинового, жёлтого и золотистого цветов. Такой головной убор ещё больше подчёркивал всё очарование молодости и красоту девушки.

Комплекс азербайджанской женской одежды дополнялся вязаными носками (джорабы) или чулками, которые женщины носили дома, в комнатах. Мастерицы с удовольствием вывязывали их из шерсти или хлопчатобумажных ниток с разноцветным орнаментом, напоминающим ковровый узор, со стилизованным изображением птиц или животных. Выходя на улицу, надевали мягкую сыромятную обувь - чарыг. Горожанки носили в летнее время туфли без задников, на невысоком каблуке и обязательно с носком, загнутым вверх по-восточному. В коллекции музея-заповедника хранятся подобные туфли, с нежно-зелёным парчовым верхом и декоративной отделкой золотой тесьмой.

Мужской азербайджанский костюм конца XIX-начала XX века включал в себя нательную рубаху (кейнек), штаны (иштан, шалвар), бешмет в талию с узкими рукавами, зимой - овчинную шубу (кюрк). Но самой красивой частью мужской одежды, безусловно, была и остаётся черкеска (чуха), которая надевалась поверх рубахи. Черкеска , рубаха, штаны, папаха и мягкие кожаные сапоги составляют традиционный национальный мужской костюм так называемого общекавказского типа, характерный для Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа. Позднее терские и кубанские казаки переняли у кавказцев именно этот тип одежды, а так же кавказское оружие, седловку и ряд обычаев. Добавим, что часть русского императорского конвоя официально имела кавказское облачение.

В строгом покрое черкески нашёл отражение идеал красоты воина-кавказца: стройная, подтянутая фигура с широкими плечами и такой тонкой талией, о которой поётся в песне, что если воин ляжет на бок, кошка может пробежать под его талией, не задев его. Черкеска плотно облегает мужскую фигуру, подчёркивая её стать, и носится всегда в застёгнутом виде, как правило, с отогнутыми рукавами. И лишь в парадных черкесках прямые и широкие рукава спускались ниже кисти.

Особую красоту черкеске придают специальные кармашки на груди -газырницы, куда раньше вставлялись так называемые газыри - деревянные или камышовые трубочки, содержащие точную меру заряда пороха для ружья и пистолета, либо хранились пули. Они располагались по 7-8 и более штук по обе стороны груди и были всегда под рукой, что сокращало время при перезарядке ружья и пистолета. Охватывая практически всю грудь, газыри защищали и прикрывали воина от рубящих ударов холодным оружием. Со временем газыри утратили своё значение и стали чисто декоративными. Их изготавливали из дерева или кости, а головки, выступающие из карманчиков, украшали железом, серебром, иногда золотили.

Азербайджанский национальный костюм

Каждый народ имеет свою историю, которая состоит из многих моментов: культура, кухня, язык, костюмы. История Азербайджана интересная, увлекательная, местами грустная и трагичная. Важное место в истории этого народа отведено одежде. Азербайджанский национальный костюм выделяется необыкновенной красотой, которая умело сочетается с национальными особенностями жителей солнечного Азербайджана. На протяжении всего периода существования костюма он подвергался многочисленным изменениям.

Особенности

Костюмы любого народа обладают уникальными особенностями, которые являются отличительными чертами. Азербайджанские костюмы не являются исключением.

Оттенки красного обязательно присутствуют в национальной одежде азербайджанцев. Этот цвет символизирует благополучие, счастье, страсть и благодать. Даже сейчас в свадебных нарядах обязательно должен присутствовать этот цвет. Одежда молодых девушек была яркой, пестрой, с узорами в золотом цвете.

Материалы выбирались различные: привозные и местные. Чаще всего использовался шелк. При создании повседневной одежды преимущество отдавалось льну, шерсти и ситцу. Наряды богатых людей состояли из бархата, сукна, тирмэ, тонкого шелка.


Отделка всегда была искусной и выразительной. Даже простой костюм в умелых руках мастерицы принимал дорогой вид. Для декорирования использовались золотые, серебряные нитки, бисер, кружева, тесьма, дорогие монеты.

Разновидности женского костюма

Женский костюм состоял из двух частей и большой количества элементов со сложными и странными названиями. Попытаемся разобраться в них и представить образ азербайджанки, которая жила несколько веков назад.

  • Чадра - это мешкообразное покрывало, которое надевалось при выходе из дома.

  • Рубенд - элемент, который закрывал лицо женщины. Дома этот элемент не надевался, но выйти без него из дома запрещалось.


  • Уст гейими - так называлась верхняя одежда, в состав которой входила рубаха с широкими рукавами, широкие шаровары, заканчивающиеся на уровне щиколотки, расклешённая юбка.
  • Чепкен надевался сверху на рубашку, которая, в свою очередь, застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку в чепкене имелись рукава с нарукавниками. Для создания этой одежды использовался велюр, тирме и прочие материалы с блестящей фактурой.

  • Архалыг - это короткая кофта, которая облегала спину и грудь. Рукава в такой одежде были длинными. В области талии эта кофта стягивалась, а дальше была пышной и расходилась пышными оборками. Этот элемент национального костюма считался самым распространённым на территории всей страны.
  • В качестве нижней части костюма использовался подол, который мог иметь различную ширину. Для создания подола использовались плиссированные и гофрированные материалы.

  • Помимо таких стандартных элементов в составе национального азербайджанского костюма могла присутствовать и другая одежда. Например, стёганый халат с подкладкой (леббаде), верхняя одежда из стеганого материала (эшмек или кьюрду), верхняя одежда до пояса с подолом из гофрированного материала.

Отличия в костюмах в зависимости от региона

На протяжении всего срока существования, у национального азербайджанского костюма присутствовали отличия в нарядах по региональному показателю. Женщины, которые проживали на территории Газахи, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. У жительниц Карабаха в гардеробе присутствовали чепкены с длинными рукавами, которые плотно облегали талию.

Юбки не ниже колен и широкие шаровары надевали женщины с Нахчывана. А вот жительницы Шуше и Шамахы носили длинные юбки. На зажиточных женщинах из Нахчывана и Гянджи часто можно было увидеть длинные кюледже с богатой вышивкой и разными узорами.

Аксессуары

Характер любого наряда заключается в аксессуарах. Именно они способны расставить необходимые акценты, задать общий стиль и выделить достоинства женщины. Женщины Азербайджана с особым трепетом относились к аксессуарам.


  • Серебряный с позолотой или золотой пояс надевался поверх верхней одежды (архалыга, чепкена). Также нередко встречался кожаный пояс, расшитый монетами или украшенный бляхой. Носить пояс разрешалось только замужним женщинам. Девушка на свадьбе получала в подарок свой первый пояс.


  • Головной убор имел особую важность. Шапочки создавались в различных формах. Сверху могли надеваться платки. Волосы прятались в особый льняной мешочек, который назывался «чутгу». На голову надевалась шапочка в форме цилиндра, чаще всего она была бархатной. Поверх шапочки повязывалась чалма и платки. Особой популярностью пользовался келагаи - платок из шелка. Существовало несколько способ для его завязывания. В холодное время года добавлялась кашмирская шаль, для создания которой использовалась исключительно натуральная шерсть.


  • На ногах присутствовали чулки джорабы и туфли с острым носком, без задника, с небольшим каблуком. Такая обувь входила в состав летнего гардероба, а зимой использовались чарыги. Чулки создавались собственноручно из шерсти или х/б ниток. По всей длине располагалось большое количество узоров и рисунков, которые были похож на те, что присутствовали на коврах.

Национальный костюм Азербайджана — отражение самобытной культуры азербайджанского народа. Многие наряды с давних времен сохранились до наших дней и хранятся в музеях разных стран, но и есть и те, которые создаются современными азербайджанскими модельерами на основе старинных мужских и женских прототипов.

На днях в Азербайджане, в Национальном музее академии наук (НАНА), состоялось открытие выставки под названием «Азербайджанская национальная одежда — как она есть». Показ был организован музеем и Центром национальных образовательных технологий Азербайджанской республики. На выставке было представлено больше 30 нарядов. Самое интересное – то, что они не являются точной копией старинных образцов, а созданы этнографом, модельером Сабирой Дуньямалыевой на основе исследований музейных архивов Азербайджана, Грузии и Ирана.

Как рассказала в интервью Сабира Дуньямалыева, до того, как создать свою коллекцию, она изучила азербайджанскую одежду конца XIX — начала XX веков, чтобы определить соответствующие стандарты национального костюма.

«Люди всегда проявляют интерес к тому, как одевались их предки, как они жили. К сожалению, часто допускаются ошибки в изготовлении национальной одежды. Это связано с тем, что процесс изучения, пропаганды, только начинается. Самой главной моей целью было внести вклад в сохранение азербайджано-тюркско-мусульманской культуры, и передать эти знания грядущим поколениям», — сказала Дуньямалыева.

В архивах, как отметила эксперт, благодаря зарубежным этнографам и путешественникам, сохранилось много материалов по старинным костюмам Азербайджана. По ее словам, информация разбросана по разным архивам, ее необходимо лишь собрать, изучить и только после этого начать пропагандировать, чтобы не допустить ошибок.

Эта выставка отличается тем, что на ней была представлена одежда не только азербайджанцев, проживающих на территории Азербайджана, но и соседних стран. Дуньямалыева постаралась показать наряды различных слоев населения, то есть одежду купца, воина, знати, духовенства и т.д.

Женские наряды

На выставке была представлены как женские, так и мужские наряды, которые с удовольствием согласилась описать Сабира Дуньямалываева. По ее словам, в Азербайджане, как и в других странах, национальный костюм отражал социальный статус, материальное благополучие и другие моменты, в том числе и политическую принадлежность. Костюмы сильно отличались от региона к региону. Так, к примеру, женский костюм указывал на возраст и семейное положение.

«Шили одежду из ярких, цветных тканей, украшая их пуговицами. По качеству тканей можно было судить о достатке семьи. Костюмы молодых и пожилых женщин отличались по цвету. Молодые отдавали предпочтение более ярким и сочным тонам, а женщины постарше носили одежду более сдержанных оттенков. И этому есть разумное объяснение: молодая девушка должна была быть привлекательной, чтобы побыстрее создать семью», — сказала модельер.

Женский костюм состоял из шаровар, расклешенной юбки и рубахи с длинными рукавами – «архалыг» или «кюляджа» с широким овальным вырезом на груди. Наряд плотно облегал спину и грудь, выгодно подчеркивал талию, благодаря плотно стянутой юбке, которая ниже расходилась оборками. Верхние юбки носили широкие и длинные, чтобы они полностью закрывали шаровары, нижнюю и среднюю юбки. Из-под богато украшенного вышивками, тесьмой, кружевами и монетами подола выглядывали лишь носки обуви. Одним из важны элементов наряда был головной убор — келагаи или платок, которые нельзя было снимать в обществе незнакомых мужчин.

Как было отмечено вышек, наряды разделялись по регионам. К примеру, женщины, проживающие на территории Газаха и Ленкорани, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. Жительницы же Карабаха и Гянджи надевали чепкены (верхняя рубаха) с длинными рукавами сверху на кофту, чтобы плотно облегалась талия. Она застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку на чепкене имелись рукава с нарукавниками.

Широкие шаровары надевали жительницы с Нахичевана, а зажиточных женщин этого региона часто можно было увидеть в длинных кюледже (верхняя одежда до пояса с гофрированным подолом) с богатой вышивкой и разными узорами. Наряды азербайджанок, проживающих в Ереване и Тебризе отличались лишь длиной юбок – они были ниже колен.

Наряд невесты

Наряд жениха

По словам Дуньямалываевой, лишь наряд невесты был одинаковым во всех районах. Она отметила, что свадебное платье шили только из красной ткани, потому что азербайджанцы считали этот оттенок символом благополучия и счастья.

Мужской костюм

Мужской костюм был практически одинаков по возрастным категориям, а социальный статус мужчины можно было определить исключительно за счет тканей, богатства и разнообразия отделки. Мужской наряд состоял из рубахи, штанов, бешмета, зауженного в районе талии. Черкеске (верхняя одежда) отводилось особое внимание, она надевалась сверху на рубашку. На ногах — сапоги, а на голове папаха, для которой выбирался каракуль или овчина. В области груди же располагались особые карманы для трубок-газырниц или пуль.

«За счет больших размеров карманов снижалась вероятность получения серьезных повреждений от рубящих ударов. Сейчас такие карманы больше носят декоративный характер, чем практичный. Также обязательным атрибутом костюма был пояс, на который подвешивалось холодное оружие в те времена», — сказала модельер.

А костюм жениха, по ее словам, отличался лишь белым цветом.

В завершении беседы Дуньямалыева отметила, что будет продолжать заниматься изучением национальных костюмов Азербайджана и постарается посетить и другие музеи, в которых они хранятся.

Подготовила Кямаля Алиева

Вплоть до середины XIX века одежду в Азербайджане шили в основном из местных тканей, благо своего шелка, хлопка и шерсти здесь всегда было в изобилии. В XIX веке в моду вошел русский кумач, называемый на местный манер “гумаш”, плюш и ситец (чит): поначалу в Баку завозили ситец Морозовской текстильной фабрики (Морозов агы), в 1901 году здесь появилась собственная, Тагиевская мануфактура (Тагыjев агы).

Ситец, крашеная домотканая бязь, а также местный тонкий шелк без рисунка шли на пошив нижних дамских рубашек (кейнек). В богатых семьях рубашки шили из мадаполама – баснословно дорогой тонкой белой ткани, сотканной в Англии и Швейцарии из египетского хлопка. Впрочем, из чего бы ни была сшита рубашка, фасон ее всегда оставался одним и тем же: короткая свободная распашонка с длинным рукавом на манжете, застегивающаяся на пуговицу у шеи.

Азербайджанская танцовщица. Художник - Г. Гагарин (1899)

Сто одежек

Непременной деталью дамского туалета в Азербайджане, как и в любой другой мусульманской стране, были штаны либо шальвары (шаровары), стянутые на талии плетеным поясом с разноцветными кистями на концах. В Баку, Шемахе и Нахичевани дамы также носили на улицу чахчур – штаны, собранные у щиколотки на манжет, к которому пришивались носочки из той же ткани. Чахчур надевали и для верховой езды.

"Женщина из Баку". 19-й век. Художником Г.Гагарин

Поверх штанов полагалось носить нижнюю юбку, поверх нижней – среднюю, промежуточную (ара туманы), поверх средней – одну или несколько верхних. Юбки, собранные у талии в пышные складки, шили вручную из 8–16 прямых полотен материала разного достоинства (шелка, бархата, парчи, сатина, тонкой шерсти). Верхние юбки носили широкие и длинные, чтобы они полностью закрывали и шаровары, и нижнюю, и среднюю юбки. Из-под богато украшенного вышивками, тесьмой, кружевами и монетами подола выглядывали лишь носки обуви. Зимой между средней и верхней юбкой для тепла надевали еще одну – стеганную йорган туман на вате.

Весенний женский костюм. Баку. 19-й век

Поверх нижней рубашки и многочисленных юбок азербайджанская женщина носила верхнюю рубашку простого кроя туникообразной формы с небольшим круглым вырезом либо разрезом на груди. Низ рубашки, как и подол верхней юбки, принято было обшивать галуном либо монетами, ворот и края рукавов украшали плетеными шнурками и тесьмой (сырыма) из шелковых или золотых ниток. Для молодых женщин верхние рубашки шили преимущественно розового, красного, желтого или фиолетового цветов. Пожилые дамы отдавали предпочтение более темным тонам.

Верхняя женская одежда также не отличалась разнообразием фасонов. Зато была непременно богато украшена бисером, бусами, канителью, тесьмой и галунами, а также золотыми или серебряными бляхами и мехом. Вот как описывает женский наряд один из русских путешественников, посетивший Баку в начале XIX в.: “Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой материи, красного или синего цвета, шелковую весьма короткую рубаху такого же цвета, а сверху надевают коротенький архалыг, также шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою. На этот архалыг надевается другой: у богатых – из парчовой материи, такого же покроя, но с разрезными длинными рукавами. Наконец, шаль красного или темно-синего цвета, в виде чалмы, обертывает голову”. В общем, сто одежек.

Пальто не надо

Кстати, упомянутый архалыг – нечто среднее между пальто и халатом – был, пожалуй, самой распространенной верхней одеждой в Азербайджане. Носили его как женщины, так и мужчины. Бархатный, атласный, сатиновый либо шерстяной, из дорогой мисгалы тирме (полосатая ткань с растительным орнаментом), архалыг шили на подкладке, с узкими либо расширяющимися от локтя книзу рукавами. На груди – меховая оторочка, узорная домотканая тесьма, галун или дутые бутонообразные золотые украшения наподобие бубенчиков. Застегивался архалыг на крючки или пуговицы (можно и то и другое – чем затейливее, тем лучше).

Помимо архалыга существовали стеганные лабада, эшмек, бахары… Передние полы этих видов одежды не должны были полностью закрывать грудь, рукава доходили только до локтя. Шили их из бархата, тирме и парчовой ткани. Само собой, подол, ворот и рукава богато украшались различными тесемками, золотыми кружевами. Гурду – зимнюю безрукавку – помимо прочего, оторачивали бобром, куницей либо мехом хорька.

Только в самом конце XIX века, да и то лишь в крупных городах, в обиход начали входить пальто. Впрочем, в сельской местности в качестве верхней одежды многие до сих пор предпочитают большую теплую шаль.

Посрамление Данаи

Непременным атрибутом традиционного женского костюма являются многочисленные ювелирные украшения – головные, нагрудные, шейные, наручные, украшения для одежды, украшения для кос… По сравнению со среднестатистической азербайджанкой Даная, возлежащая под золотым дождем на полотнах художников Возрождения, выглядит нищенкой… Без украшений дамы в Азербайджане ходили лишь во время траура, а также 40 дней после родов. Любовь местного населения к драгоценностям была столь велика, что нередко ювелирам заказывали украшения не только для жен, дочерей и невесток, но и для вошедших в моду в XIX веке комнатных собачек (в крупных городах держать пару левреток считалось престижно).

Украшения для одежды состояли из всевозможных затяжек, булавок, пуговиц, монеток, бубенчиков… Помимо этого, каждой замужней даме полагалось носить пояс, украшенный несколькими рядами золотых или серебряных монет (хотя пояс имел значение сугубо утилитарное, ему приписывались еще и свойства оберега). Необходимым набором для любой, даже не слишком обеспеченной женщины считались серьги, кольца, браслеты и бусы.

Девочки начинали носить украшения с младенчества. Новорожденной вешали на руку бусины гёз мынчыгы, чтобы уберечь от дурного глаза, позже такие же бусины вдевали в уши. Ну а лет с 12 девочки щеголяют в полном парадном комплекте – кольца, серьги, браслеты, ожерелья, украшения для волос, броши, подвески… Всю эту красоту она будет носить вплоть до рождения первенца. А потом количество украшений пойдет на убыль, годам к пятидесяти дойдет до минимума: серьги, пара браслетов и несколько колец.

Появляться на людях без головного убора, показать посторонним такую интимную вещь, как волосы, считалось верхом неприличия. Кое-где женщины накручивали на голову чалму или динге (сложное тюрбанообразное сооружение из шали, которое закрепляли, как и чалму, специальными крючками). Однако чаще всего голову просто покрывали шелковым платком, который в разных районах повязывали различными способами. Молодежь предпочитала платки ярче, пожилые – темнее. Под платком многие носили вышитый и украшенный золотыми бляхами чепец, называемый здесь гадын папахы. Чепец имел несколько функций: сохранять прическу, скрывать волосы от постороннего взгляда, основное же назначение его было в том, чтобы шелковый платок, повязанный сверху, не соскальзывал.

Впрочем, не важно, что у тебя на голове – чутга, чалма или платок. Главное, чтобы косы были прикрыты. Из-под головного убора позволялось выпускать лишь подрезанные у ушей и специально завитые локоны. Да и то лишь дома. Женщине, выходя на улицу, полагалось с головы до пят укутываться в чадру. Правда, правило это неукоснительно соблюдалось лишь в городах. Здесь дамы щеголяли в атласных покрывалах с занавесочкой на лице и кружевной сеткой для глаз. В деревне нравы были проще. Чадру извлекали из сундука лишь по особым случаям: скажем, если предстояло ехать в соседнее село навестить родню. В остальное время на людях нижнюю часть лица просто прикрывали уголком головного платка…

Екатерина Костикова

Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа , он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

Головные уборы

Мужской танец в национальном костюме

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на нее. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»

  • Башлык - состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти . В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
  • Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.
  • Эммаме - (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла , сеид , шейх и др.).

Обувь

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки - «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги - «чарых ».

Женская одежда

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало - «чадру » и лицевую занавеску - «рубенд» , которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

Пляска Татарок несравненно прятнее и самый наряд особенно способствует их оригинальности: наряд этот состоит из парчевой кофты, которая застегивается на талии, и красной шелковой рубашки с большим разрезом впереди, которая застегивается на шее, обнаруживает при каждом движении тело бронзового цвета, татуированное в разные узоры; шаравары заменяют юбку и ширина их может спорить с объемом платья самой модной из европейских пуристок. Вместо чулок татарки носят узорчатые шерстяные носки ярких цветов; густые черные волосы, разбросанные кудрями по плечам, довершают наряд и с выгодою для красоты их заменяют всякую другую, более вычурную, головную уборку.

Верхняя одежда

Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Одевали женщины также облегающюю спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («архалыг » , «кюляджа») , имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.

Головные уборы

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» - специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков.

Обувь

На ногах носились чулки - «джораб». Туфли были такие же как и мужчин - без задников.